ДООП 3D Моделирование

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
Программа) “3D-моделирование” имеет техническую направленность.
уровню освоения программа является ознакомительной.

По

Она предполагает

развитие и совершенствование у обучающихся навыков информационнокоммуникационных технологий, освоение основ построения геометрических
объектов в объемном пространстве, формирование абстрактного мышления.
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фзот

29.12.2012);
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025

гг. (постановление Правительства РоссийскойФедерацииот26декабря2017г.№
1642);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 №298н);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательнымпрограммам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4

июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении

рекомендаций»

(вместе

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной»

(вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной
1

деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
- Закон «Об образовании в Свердловской области» редакция от15.07.2013

N 78-ОЗ (принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.07.2013).
- Локальные акты Центра: Устав, Учебный план, Правила внутреннего

трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность,
доступность,

научность,

наглядность,

простота

в

изложении,

переход

от простого к сложному. На каждом этапе обучения обучающиеся изучают новые
приемы и способы моделирования, знакомятся с их условными обозначениями.
Изучив основы моделирования, обучающиеся сами, комбинируют сложность,
творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации
процесса обучения.
Актуальность: приобретенные навыки 3D-моделирования, учащиеся
смогут использовать в своей будущей профессиональной деятельности в сфере
маркетинга, архитектурного дизайна и кинематографии, промышленности.
Цель программы:

приобщение

обучающихся

к

проектированию

и

созданию моделей в трёх измерениях.
Задачи:
Образовательные:
 изучение технологии и особенностей построения геометрических моделей
(куб, шар, цилиндр и т.д.);
 изучение дополнительных технологий создания комбинированных моделей
путём соединения и вычитания геометрических моделей;
 умение создавать модели, используя чертежи;
 умение воспроизводить созданные модели в действительности (3D печать);
 овладение методами и приемами самостоятельной работы;
 освоение правил безопасной работы с приборами, инструментами и
материалами.
Развивающие:
2

 развитие усидчивости, аккуратности, внимания, технических навыков;
 развитие интеллектуально-творческого мышления и добросовестного
отношения к работе;
 развитие пространственного мышления и воображения;
 развитие моделирования и конструирования.
Воспитательные:
 формирование интереса обучающихся к моделированию и
конструированию;
 воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и
взаимопомощи;
 воспитание упорства в достижении желаемых результатов;
 воспитание на инженерной этике.
Программа

носит

практико-ориентированный

характер.

В

ней

используются
Педагогические технологии:
1. Технология разноуровневого обучения.
2. Технология индивидуализации обучения.
3. Соревновательные, игровые методы.
4. Проектные и зачётные работы.
Условия набора
Программа ориентирована на обучающихся от 8 до 15 лет и рассчитана на 1
год обучения. В коллектив принимаются все желающие с разными умениями и
навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход.
В

группу

приходят

обучающиеся,

не

имеющие

специальных

навыков

моделирования и конструирования. Наполняемость группы от 7 человек.
Режим реализации:
Годовая программа обучения рассчитана на 37 ч. в год. Занятия проходят 1
раза в неделю, одно занятие – по 1 часу. (37 учебных недель).
3

Формы организации обучения:
Обучение по программе предполагает, как групповые занятия в малой
группе, так и индивидуально.
Формы проведения занятий:
Комбинированные, практические, мастер-классы, самостоятельная работа.

4

Учебный план
3 часа в неделю
Количество часов
№

Тема

всего

Формы
аттестации
контроля

теория практика

1

Основы моделирования.

4

2

2

Педагогический
контроль.

2

Начало моделирования.

25

5

20

Педагогический
контроль.

3

3D-печать.

7

1

6

Взаимоконтроль.

4

Конкурсы

1

1

1

Грамоты,
сертификаты

Итого

37

9

29

Содержание учебного плана
Раздел I. Основы моделирования. 4 ч.
Принцип
моделирования.
геометрическими

моделирования
Техника
фигурами,

и

проектирования.

безопасности.
изделиями.

Программы

Знакомство
Программы

с
и

3D

различными
оборудование,

необходимые для занятий. Настройка Tincer Cad для класса. Начало работы и
Интерфейс редактора.
Раздел II. Начало моделирования 25 ч.
Создание простых моделей. Создание вымышленных фигур в программе.
Изготовление игрального кубика. Методики работы с геометрическими
фигурами (прибавление, вычитание). Отработка навыка создания отверстий по
5

диаметру круг. Изготовление брелока для ключей.

Дополнительные

возможности (работа в плоскости, по оси). Создания конуса разных размеров.
Создание деталей, по выбору ученика, с разно уровневым сквозным отверстием.
Изготовление паровоза. Изготовление машины. Изготовление вазы. Изготовление
браслета. Изготовление плафона
Раздел III. 3D-печать. 7 ч.
Основы 3D-печати. Составные части принтера. Техника безопасности.
Настройка параметра печати.

Выбор способа печати детали. Степень

заполняемости пустотелых деталей. Печать созданных моделей.
Раздел IV. Конкурсы 1 ч.
Выставка созданных моделей. Участие во всероссийском конкурсе "3D
фишки". Изготовление, презентация сложных моделей. Участие в Фестивале
"Технический фристайл". Презентация сложных моделей.

Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «3D
Моделирование» учащиеся приобретают:
На первом году обучения
Знания:
 правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
 историю 3D Моделирование;
 основы геометрических фигур;
 основные приемы создания и изменения фигур;
 основные приемы создания сложных многосоставных фигур;
 устройство 3D принтера.
Умения:

6

 соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности
при работе с 3D принтером;
 правильно читать условия создания элементов в 3D расширении
(использование осей X, Y, Z);
 подбирать нужные геометрические фигуры для создания сложных изделий;
 выполнять основные элементы при изменении фигуры;
 свободно пользоваться инструкционными, технологическими заданиями,
составлять их самостоятельно;
 свободно пользоваться программой TincerCad;
Навыки:
 объёмного моделирования с использованием всех плоскостей;
 составление простейших фигур.

Оценочные материалы образовательной программы

Оценочные материалы
В Программе «3D-моделирования» отсутствует система баллов в
традиционном понимании, существуют уровни обученности: I уровень –
начальный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень
– самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся
на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах
различных уровней.
Формы и способы проверки результата:
 объяснение геометрических фигур;
 объяснение элементов изменения фигур;
 объяснение принципа 3D печати;
 проверка созданных фигур;
7

 задания «вопрос – ответ»;
 творческое задание;
 наблюдение педагога.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Педагогический контроль знаний, умений и навыков, учащихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточная аттестация:
 фронтальная и индивидуальная беседа;
 выполнение

дифференцированных

практических

заданий

различных

уровней сложности;
 решение

ситуационных

задач,

направленное

на

проверку

умений

использовать приобретенные знания на практике;
 игровые формы контроля (дидактические игры);
 промежуточный

контроль предусматривает участие в конкурсах и

выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Контроль знаний, умений и навыков:
 Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения
в

творческом

объединении,

а

также

предусматривает

выполнение

комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам.
Способы фиксации результата:
 Журнал по дополнительному образованию.

Методическое обеспечение
Учебно-дидактический материал:
 иллюстрации журналов, книг для просмотра узоров, изделий;
 инструкционные карточки;
8

 схемы деталей;
 стенд с образцами;
 компьютерные презентации по отдельным темам программы;
 учебная литература (схемы, описания) по всем разделам программы;
 методические разработки открытых занятий;
 лекционные материалы;
 электронные образовательные ресурсы.
 DVD записи видео уроков и мастер-классов «3D Моделирования».

Материально-техническое обеспечение
1. Учебный кабинет.
2. Компьютер – 7 шт.
3. Программное обеспечение общего и специального назначения (TincerCad,
3D принтер).
4. 3D-принтер – 1 шт.
5. Цветной пластик для печати на 3D принтере.
6. Кусачки столярные.
7. Шпатель.
8. Линейка.
9. Мультимедийный проектор с экраном.

Список литературы для педагогов
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. - М.: «Просвещение», 2000.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
обучения// Педагогика. 2009
3. Буйлова. Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях
дополнительного образования детей. Москва ЦРСДОД 2001.
9

4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2001.
5. Малыхина Л.Б. Досуговые программы для детей и подростков. Внеурочная
деятельность. Новые стандарты: учимся работать. Проектирование,
реализация, экспертиза. Издательство «Учитель». Волгоград 2013.

Список литературы для обучающихся и родителей
1. Аббасов, И.Б. Двухмерное и трехмерное моделирование в 3ds MAX / И.Б.
Аббасов. - М.: ДМК, 2012.
2. Ганеев, Р.М. 3D-моделирование персонажей в Maya: Учебное пособие для
вузов / Р.М. Ганеев. - М.: ГЛТ, 2012.
3. Зеньковский, В. 3D-моделирование на базе Vue xStream: Учебное пособие / В.
Зеньковский. - М.: Форум, 2011.
4. Зеньковский, В.А. 3D моделирование на базе Vue xStream: Учебное пособие /
В.А. Зеньковский. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2013.
5. Климачева, Т.Н. AutoCAD. Техническое черчение и 3D-моделирование. / Т.Н.
Климачева. - СПб.: BHV, 2008.
6. Пекарев, Л. Архитектурное моделирование в 3ds Max / Л. Пекарев. - СПб.:
BHV, 2007.
7. Петелин, А.Ю. 3D-моделирование в Google Sketch Up - от простого к
сложному. Самоучитель / А.Ю. Петелин. - М.: ДМК Пресс, 2012.
8. Погорелов, В. AutoCAD 2009: 3D-моделирование / В. Погорелов. - СПб.: BHV,
2009.
9. Полещук, Н.Н. AutoCAD 2007: 2D/3D-моделирование / Н.Н. Полещук. - М.:
Русская редакция, 2007.
10. Сазонов, А.А. 3D-моделирование в AutoCAD: Самоучитель / А.А. Сазонов. М.: ДМК, 2012.
11. Тозик, В.Т. 3ds Max Трехмерное моделирование и анимация на примерах /
В.Т. Тозик. - СПб.: BHV, 2008.

10

12. Трубочкина, Н.К. Моделирование 3D-наносхемотехники / Н.К. Трубочкина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
13. Швембергер, С.И. 3ds Max. Художественное моделирование и специальные
эффекты / С.И. Швембергер. - СПб.: BHV, 2006.

Интернет ресурсы:
1. Программа для моделирования (TincerCad): https://www.tinkercad.com/dashboard
2. Курсы моделирования: https://dep-courses.ru/members/.

11

Приложение 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«3D МОДЕЛИРОВАНИЕ»
на 2021-2022 учебный год
Год обучения: первый
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1-2 академических часа
Место проведения занятий: МБОУ СОШ № 98, кабинет № 35
№

Сроки
проведен
ия

Ча
сы

Тема

Формы
занятия

Форма контроля

Сентяб
рь
1
неделя
Сентяб
рь
2
неделя

1

Инструктаж

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогический
контроль.

1

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Коллективное
обсуждение.

3.

Сентяб
рь
3
неделя

1

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогический
контроль.
Коллективное
обсуждение.

4.

Сентяб
рь
4недел
я
Октябр
ь
1
неделя

1

Принцип
моделирования и
проектирования
Техника
безопасности.
Программы 3D
моделирования.
Настройка
TincerCad для
класса.
Начало работы и
Интерфейс
редактора

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

1

Создание простых
моделей.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Октябр
ь
2
неделя
Октябр
ь
3
неделя

1

Интерфейс
Индивидуальноредактора.
фронтальная
Создание простых Комбинированное
моделей
Создание простых Индивидуальномоделей
фронтальная
Комбинированное

Педагогический
контроль.
Коллективное
обсуждение.
Педагогическое
наблюдение.
Отработка навыков
моделирования.
Анализ работы.
Педагогическое
наблюдение.

1.

2.

5.

6.

7.

1

12

Педагогическое
наблюдение.

Октябр 2
ь
4
неделя
Ноябрь 1
1
неделя

Создание простых Индивидуальномоделей. Создание
фронтальная
игрального кубика Комбинированное
.
Создание
Индивидуальноигрального
фронтальная
кубика.
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.
Взаимоконтроль

10. Ноябрь 2
2
неделя

Основы 3-D
Индивидуальнопечати.
фронтальная
Методики работы Комбинированное
с геометрическими
фигурами
(прибавление,
вычитание).

Педагогическое
наблюдение.

11. Ноябрь 1
3
неделя

Методики работы
Индивидуальнос геометрическими
фронтальная
фигурами
Комбинированное
(прибавление,
вычитание).

Педагогическое
наблюдение.

12. Ноябрь 2
4
неделя

Методики работы
Индивидуальнос геометрическими
фронтальная
фигурами
Комбинированное
(прибавление,
вычитание).

Самоконтроль.

13. Ноябрь 1
5
неделя

Создание брелока
для ключей

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

14. Декабр
ь
1
неделя

1

Создание брелока
для ключей.
Печать 3-D
моделей кубика и
брелока.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

15. Декабр
ь
2
неделя

2

Дополнительные
возможности
(работа в
плоскости, по
оси).

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Анализ работы.

8.

9.

13

Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.

16. Декабр
ь
3
неделя

2

Дополнительные
возможности
(работа в
плоскости, по
оси). Создание
паровоза

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Анализ работы.

17. Декабр
ь
4
неделя
18. Январь
1
неделя

1

Создание паровоза

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Самоконтроль.

1

Создание паровоза

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

19. Январь
2
неделя

1

Печать 3D модели Индивидуальнопаровоза.
фронтальная
Сценарии
Комбинированное
применения.

Педагогическое
наблюдение.

20. Январь
3
неделя

1

Изменение
моделей.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

21. Январь
4
неделя

1

Создание машины

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

22. Феврал
ь
1
неделя
23. Феврал
ь
2
неделя
24. Феврал
ь
3
неделя
25. Феврал
ь
4
неделя

1

Создание машины

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Самоконтроль.

1

Создание машины

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Взаимоконтроль.

1

Создание машины

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

1

Создание машины.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Самоконтроль.
Взаимоконтроль.

14

26. Март
1
неделя

1

Печать 3-D модели
машины

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.
Анализ работы.

27. Март
2
неделя

1

Дополнительные
Индивидуальновозможности
фронтальная
(сложные модели). Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

28. Март
3
неделя

1

Дополнительные
Индивидуальновозможности
фронтальная
(сложные модели). Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

29. Март
4
неделя

1

Дополнительные
Индивидуальновозможности
фронтальная
(сложные модели). Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

30. Апрель 1
1
неделя

Дополнительные
возможности

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

31. Апрель 1
2
неделя

Создание вазы.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Отработка навыков
моделирования.
Анализ работы.
Педагогическое
наблюдение.

32. Апрель 1
3
неделя

Создание вазы.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Анализ работы.

33. Апрель 1
4
неделя

Создание вазы.
Печать 3D-вазы

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Анализ работы.

34. Май
1
неделя

1

Создание
браслета.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Самоконтроль.

35. Май
2
неделя

1

Создание
браслета.

Индивидуальнофронтальная
Комбинированное

Педагогическое
наблюдение.

15

36. Май
3
неделя

1

37. Май
4
неделя

1

Печать 3-D модели Индивидуально- Анализ работы.
браслета.
фронтальная
Участие в
Комбинированное
Фестивале
"Технический
фристайл".
Презентация
сложных моделей
Итоговое занятие, Комбинированное Анализ работы.
выставка.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».