Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
Программа) “3D-моделирование” имеет техническую направленность.
уровню освоения программа является ознакомительной.
По
Она предполагает
развитие и совершенствование у обучающихся навыков информационнокоммуникационных технологий, освоение основ построения геометрических
объектов в объемном пространстве, формирование абстрактного мышления.
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фзот
29.12.2012);
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025
гг. (постановление Правительства РоссийскойФедерацииот26декабря2017г.№
1642);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 №298н);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательнымпрограммам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций»
(вместе
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ)
- Письмо Минобрнауки РФ от 14.12 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной
1
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
- Закон «Об образовании в Свердловской области» редакция от15.07.2013
N 78-ОЗ (принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.07.2013).
- Локальные акты Центра: Устав, Учебный план, Правила внутреннего
трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность,
доступность,
научность,
наглядность,
простота
в
изложении,
переход
от простого к сложному. На каждом этапе обучения обучающиеся изучают новые
приемы и способы моделирования, знакомятся с их условными обозначениями.
Изучив основы моделирования, обучающиеся сами, комбинируют сложность,
творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации
процесса обучения.
Актуальность: приобретенные навыки 3D-моделирования, учащиеся
смогут использовать в своей будущей профессиональной деятельности в сфере
маркетинга, архитектурного дизайна и кинематографии, промышленности.
Цель программы:
приобщение
обучающихся
к
проектированию
и
созданию моделей в трёх измерениях.
Задачи:
Образовательные:
изучение технологии и особенностей построения геометрических моделей
(куб, шар, цилиндр и т.д.);
изучение дополнительных технологий создания комбинированных моделей
путём соединения и вычитания геометрических моделей;
умение создавать модели, используя чертежи;
умение воспроизводить созданные модели в действительности (3D печать);
овладение методами и приемами самостоятельной работы;
освоение правил безопасной работы с приборами, инструментами и
материалами.
Развивающие:
2
развитие усидчивости, аккуратности, внимания, технических навыков;
развитие интеллектуально-творческого мышления и добросовестного
отношения к работе;
развитие пространственного мышления и воображения;
развитие моделирования и конструирования.
Воспитательные:
формирование интереса обучающихся к моделированию и
конструированию;
воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и
взаимопомощи;
воспитание упорства в достижении желаемых результатов;
воспитание на инженерной этике.
Программа
носит
практико-ориентированный
характер.
В
ней
используются
Педагогические технологии:
1. Технология разноуровневого обучения.
2. Технология индивидуализации обучения.
3. Соревновательные, игровые методы.
4. Проектные и зачётные работы.
Условия набора
Программа ориентирована на обучающихся от 8 до 15 лет и рассчитана на 1
год обучения. В коллектив принимаются все желающие с разными умениями и
навыками. Поэтому, при работе с детьми применяется индивидуальный подход.
В
группу
приходят
обучающиеся,
не
имеющие
специальных
навыков
моделирования и конструирования. Наполняемость группы от 7 человек.
Режим реализации:
Годовая программа обучения рассчитана на 37 ч. в год. Занятия проходят 1
раза в неделю, одно занятие – по 1 часу. (37 учебных недель).
3
Формы организации обучения:
Обучение по программе предполагает, как групповые занятия в малой
группе, так и индивидуально.
Формы проведения занятий:
Комбинированные, практические, мастер-классы, самостоятельная работа.
4
Учебный план
3 часа в неделю
Количество часов
№
Тема
всего
Формы
аттестации
контроля
теория практика
1
Основы моделирования.
4
2
2
Педагогический
контроль.
2
Начало моделирования.
25
5
20
Педагогический
контроль.
3
3D-печать.
7
1
6
Взаимоконтроль.
4
Конкурсы
1
1
1
Грамоты,
сертификаты
Итого
37
9
29
Содержание учебного плана
Раздел I. Основы моделирования. 4 ч.
Принцип
моделирования.
геометрическими
моделирования
Техника
фигурами,
и
проектирования.
безопасности.
изделиями.
Программы
Знакомство
Программы
с
и
3D
различными
оборудование,
необходимые для занятий. Настройка Tincer Cad для класса. Начало работы и
Интерфейс редактора.
Раздел II. Начало моделирования 25 ч.
Создание простых моделей. Создание вымышленных фигур в программе.
Изготовление игрального кубика. Методики работы с геометрическими
фигурами (прибавление, вычитание). Отработка навыка создания отверстий по
5
диаметру круг. Изготовление брелока для ключей.
Дополнительные
возможности (работа в плоскости, по оси). Создания конуса разных размеров.
Создание деталей, по выбору ученика, с разно уровневым сквозным отверстием.
Изготовление паровоза. Изготовление машины. Изготовление вазы. Изготовление
браслета. Изготовление плафона
Раздел III. 3D-печать. 7 ч.
Основы 3D-печати. Составные части принтера. Техника безопасности.
Настройка параметра печати.
Выбор способа печати детали. Степень
заполняемости пустотелых деталей. Печать созданных моделей.
Раздел IV. Конкурсы 1 ч.
Выставка созданных моделей. Участие во всероссийском конкурсе "3D
фишки". Изготовление, презентация сложных моделей. Участие в Фестивале
"Технический фристайл". Презентация сложных моделей.
Планируемые результаты реализации программы
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы «3D
Моделирование» учащиеся приобретают:
На первом году обучения
Знания:
правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
историю 3D Моделирование;
основы геометрических фигур;
основные приемы создания и изменения фигур;
основные приемы создания сложных многосоставных фигур;
устройство 3D принтера.
Умения:
6
соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности
при работе с 3D принтером;
правильно читать условия создания элементов в 3D расширении
(использование осей X, Y, Z);
подбирать нужные геометрические фигуры для создания сложных изделий;
выполнять основные элементы при изменении фигуры;
свободно пользоваться инструкционными, технологическими заданиями,
составлять их самостоятельно;
свободно пользоваться программой TincerCad;
Навыки:
объёмного моделирования с использованием всех плоскостей;
составление простейших фигур.
Оценочные материалы образовательной программы
Оценочные материалы
В Программе «3D-моделирования» отсутствует система баллов в
традиционном понимании, существуют уровни обученности: I уровень –
начальный, II уровень – самостоятельная работа с помощью педагога, III уровень
– самостоятельная работа без помощи педагога, IV уровень – творческий.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся
на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах
различных уровней.
Формы и способы проверки результата:
объяснение геометрических фигур;
объяснение элементов изменения фигур;
объяснение принципа 3D печати;
проверка созданных фигур;
7
задания «вопрос – ответ»;
творческое задание;
наблюдение педагога.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Педагогический контроль знаний, умений и навыков, учащихся осуществляется в
несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточная аттестация:
фронтальная и индивидуальная беседа;
выполнение
дифференцированных
практических
заданий
различных
уровней сложности;
решение
ситуационных
задач,
направленное
на
проверку
умений
использовать приобретенные знания на практике;
игровые формы контроля (дидактические игры);
промежуточный
контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Контроль знаний, умений и навыков:
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения
в
творческом
объединении,
а
также
предусматривает
выполнение
комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой
предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам.
Способы фиксации результата:
Журнал по дополнительному образованию.
Методическое обеспечение
Учебно-дидактический материал:
иллюстрации журналов, книг для просмотра узоров, изделий;
инструкционные карточки;
8
схемы деталей;
стенд с образцами;
компьютерные презентации по отдельным темам программы;
учебная литература (схемы, описания) по всем разделам программы;
методические разработки открытых занятий;
лекционные материалы;
электронные образовательные ресурсы.
DVD записи видео уроков и мастер-классов «3D Моделирования».
Материально-техническое обеспечение
1. Учебный кабинет.
2. Компьютер – 7 шт.
3. Программное обеспечение общего и специального назначения (TincerCad,
3D принтер).
4. 3D-принтер – 1 шт.
5. Цветной пластик для печати на 3D принтере.
6. Кусачки столярные.
7. Шпатель.
8. Линейка.
9. Мультимедийный проектор с экраном.
Список литературы для педагогов
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе. - М.: «Просвещение», 2000.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
обучения// Педагогика. 2009
3. Буйлова. Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях
дополнительного образования детей. Москва ЦРСДОД 2001.
9
4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 2001.
5. Малыхина Л.Б. Досуговые программы для детей и подростков. Внеурочная
деятельность. Новые стандарты: учимся работать. Проектирование,
реализация, экспертиза. Издательство «Учитель». Волгоград 2013.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Аббасов, И.Б. Двухмерное и трехмерное моделирование в 3ds MAX / И.Б.
Аббасов. - М.: ДМК, 2012.
2. Ганеев, Р.М. 3D-моделирование персонажей в Maya: Учебное пособие для
вузов / Р.М. Ганеев. - М.: ГЛТ, 2012.
3. Зеньковский, В. 3D-моделирование на базе Vue xStream: Учебное пособие / В.
Зеньковский. - М.: Форум, 2011.
4. Зеньковский, В.А. 3D моделирование на базе Vue xStream: Учебное пособие /
В.А. Зеньковский. - М.: ИД Форум, НИЦ Инфра-М, 2013.
5. Климачева, Т.Н. AutoCAD. Техническое черчение и 3D-моделирование. / Т.Н.
Климачева. - СПб.: BHV, 2008.
6. Пекарев, Л. Архитектурное моделирование в 3ds Max / Л. Пекарев. - СПб.:
BHV, 2007.
7. Петелин, А.Ю. 3D-моделирование в Google Sketch Up - от простого к
сложному. Самоучитель / А.Ю. Петелин. - М.: ДМК Пресс, 2012.
8. Погорелов, В. AutoCAD 2009: 3D-моделирование / В. Погорелов. - СПб.: BHV,
2009.
9. Полещук, Н.Н. AutoCAD 2007: 2D/3D-моделирование / Н.Н. Полещук. - М.:
Русская редакция, 2007.
10. Сазонов, А.А. 3D-моделирование в AutoCAD: Самоучитель / А.А. Сазонов. М.: ДМК, 2012.
11. Тозик, В.Т. 3ds Max Трехмерное моделирование и анимация на примерах /
В.Т. Тозик. - СПб.: BHV, 2008.
10
12. Трубочкина, Н.К. Моделирование 3D-наносхемотехники / Н.К. Трубочкина. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012.
13. Швембергер, С.И. 3ds Max. Художественное моделирование и специальные
эффекты / С.И. Швембергер. - СПб.: BHV, 2006.
Интернет ресурсы:
1. Программа для моделирования (TincerCad): https://www.tinkercad.com/dashboard
2. Курсы моделирования: https://dep-courses.ru/members/.
11
Приложение 1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«3D МОДЕЛИРОВАНИЕ»
на 2021-2022 учебный год
Год обучения: первый
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1-2 академических часа
Место проведения занятий: МБОУ СОШ № 98, кабинет № 35
№
Сроки
проведен
ия
Ча
сы
Тема
Формы
занятия
Форма контроля
Сентяб
рь
1
неделя
Сентяб
рь
2
неделя
1
Инструктаж
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогический
контроль.
1
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Коллективное
обсуждение.
3.
Сентяб
рь
3
неделя
1
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогический
контроль.
Коллективное
обсуждение.
4.
Сентяб
рь
4недел
я
Октябр
ь
1
неделя
1
Принцип
моделирования и
проектирования
Техника
безопасности.
Программы 3D
моделирования.
Настройка
TincerCad для
класса.
Начало работы и
Интерфейс
редактора
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
1
Создание простых
моделей.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Октябр
ь
2
неделя
Октябр
ь
3
неделя
1
Интерфейс
Индивидуальноредактора.
фронтальная
Создание простых Комбинированное
моделей
Создание простых Индивидуальномоделей
фронтальная
Комбинированное
Педагогический
контроль.
Коллективное
обсуждение.
Педагогическое
наблюдение.
Отработка навыков
моделирования.
Анализ работы.
Педагогическое
наблюдение.
1.
2.
5.
6.
7.
1
12
Педагогическое
наблюдение.
Октябр 2
ь
4
неделя
Ноябрь 1
1
неделя
Создание простых Индивидуальномоделей. Создание
фронтальная
игрального кубика Комбинированное
.
Создание
Индивидуальноигрального
фронтальная
кубика.
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
Взаимоконтроль
10. Ноябрь 2
2
неделя
Основы 3-D
Индивидуальнопечати.
фронтальная
Методики работы Комбинированное
с геометрическими
фигурами
(прибавление,
вычитание).
Педагогическое
наблюдение.
11. Ноябрь 1
3
неделя
Методики работы
Индивидуальнос геометрическими
фронтальная
фигурами
Комбинированное
(прибавление,
вычитание).
Педагогическое
наблюдение.
12. Ноябрь 2
4
неделя
Методики работы
Индивидуальнос геометрическими
фронтальная
фигурами
Комбинированное
(прибавление,
вычитание).
Самоконтроль.
13. Ноябрь 1
5
неделя
Создание брелока
для ключей
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
14. Декабр
ь
1
неделя
1
Создание брелока
для ключей.
Печать 3-D
моделей кубика и
брелока.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
15. Декабр
ь
2
неделя
2
Дополнительные
возможности
(работа в
плоскости, по
оси).
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Анализ работы.
8.
9.
13
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
16. Декабр
ь
3
неделя
2
Дополнительные
возможности
(работа в
плоскости, по
оси). Создание
паровоза
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Анализ работы.
17. Декабр
ь
4
неделя
18. Январь
1
неделя
1
Создание паровоза
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Самоконтроль.
1
Создание паровоза
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
19. Январь
2
неделя
1
Печать 3D модели Индивидуальнопаровоза.
фронтальная
Сценарии
Комбинированное
применения.
Педагогическое
наблюдение.
20. Январь
3
неделя
1
Изменение
моделей.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
21. Январь
4
неделя
1
Создание машины
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
22. Феврал
ь
1
неделя
23. Феврал
ь
2
неделя
24. Феврал
ь
3
неделя
25. Феврал
ь
4
неделя
1
Создание машины
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Самоконтроль.
1
Создание машины
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Взаимоконтроль.
1
Создание машины
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
1
Создание машины.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
14
26. Март
1
неделя
1
Печать 3-D модели
машины
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
Анализ работы.
27. Март
2
неделя
1
Дополнительные
Индивидуальновозможности
фронтальная
(сложные модели). Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
28. Март
3
неделя
1
Дополнительные
Индивидуальновозможности
фронтальная
(сложные модели). Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
29. Март
4
неделя
1
Дополнительные
Индивидуальновозможности
фронтальная
(сложные модели). Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
30. Апрель 1
1
неделя
Дополнительные
возможности
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
31. Апрель 1
2
неделя
Создание вазы.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Отработка навыков
моделирования.
Анализ работы.
Педагогическое
наблюдение.
32. Апрель 1
3
неделя
Создание вазы.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Анализ работы.
33. Апрель 1
4
неделя
Создание вазы.
Печать 3D-вазы
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Анализ работы.
34. Май
1
неделя
1
Создание
браслета.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Самоконтроль.
35. Май
2
неделя
1
Создание
браслета.
Индивидуальнофронтальная
Комбинированное
Педагогическое
наблюдение.
15
36. Май
3
неделя
1
37. Май
4
неделя
1
Печать 3-D модели Индивидуально- Анализ работы.
браслета.
фронтальная
Участие в
Комбинированное
Фестивале
"Технический
фристайл".
Презентация
сложных моделей
Итоговое занятие, Комбинированное Анализ работы.
выставка.
16