Рабочая программа по дороге ценностей ООО

Муниципальное бюджетное учреждение
«Екатеринбургский Дом Учителя»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«По дороге ценностей»
5-6 класс
ФГОС ООО

ЕКАТЕРИНБУРГ
2024

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………………………………………..2
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «По дороге
ценностей»………………………………………………………………………………………5
Личностные результаты………………………………………………………………….5
Метапредметные результаты…………………………………………………………….7
Предметные результаты………………………………………………………………….8
Содержание курса внеурочной деятельности «По дороге ценностей»……………………..10
Тематическое планирование …………………………………………………………………..13
Приложение……………………………………………………………………………………..31

1

1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «По дороге ценностей»
разработана для обучающихся 5-6 классов в соответствии с новыми
требованиями ФГОС ООО.
Актуальность программы заключается в усилении внимания на
развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих
формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания
нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и
правил.
Новизна программы состоит в том, что она обеспечивает овладение
ключевыми компетентностями школьников в воспитательном аспекте,
необходимых для гармоничного развития личности, посредством приемов
кинопедагогики.
Рабочая программа внеурочной деятельности «По дороге ценностей»
разработана в соответствии с:
 Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации»
№273-ФЗ от 29.12. 2012 г.
 Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
 ФГОС основного общего образования, приказ Минобрнауки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897, с изм. 11.12.2020 г. № 712.
 Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.364820).
Цель программы: создать условия для приобщения обучающихся к
традиционным духовно-нравственным ценностям с применением приемов
кинопедагогики в рамках реализации полугодового педагогического проекта
Поставленная цель Программы реализуется через решение следующих
задач:
1. Способствовать проявлению у детей познавательного интереса к
языку, литературе, истории, музыке, кино, искусству своего народа.
2. Воспитывать уважительное, бережное отношение к культурному
наследию своего народа, чувство сопричастности к своей культуре.
2

3. Способствовать возрождению традиций духовно-нравственного
семейного воспитания.
В основе программы, позволяющей достичь национального
воспитательного
идеала, лежит системно-деятельностный подход,
благодаря которому
формируются базовые
ценности:
 патриотизм, гражданственность,
 социальная солидарность,
 человечество, семья,
 нравственность,
 здоровье,
 творчество, труд,
 экология,
 наука, образование,
 интеллект, искусство,
 традиционные религии России.

Программа рассчитана на 2 года
и реализуется во внеурочной
деятельности с обучающимися 5-6 классов. Программа построена с опорой
на системно-деятельностный подход и предполагает следующие виды
деятельности:
o игровую,
o творческую,
o досуговую,
o коммуникативную,
o проектную,
o издательскую,
o социально-значимую,
o поисковую.

Формы проведения занятий (аудиторные и внеаудиторные занятия) по
следующим направлениям деятельности:
 Игровая деятельность: деловая игра, ролевая
игра, викторина,
инсценировка, соревнование.
 Творческая: конкурс, турнир, творческая мастерская.
 Досуговая: виртуальная экскурсия, экскурсия в
прошлое,
3







прогулка, праздник.
Коммуникативная: публичные презентация, аукцион, беседа,
устный журнал, Библиотечный урок.
Проектная: реализация коллективных
и
групповых
проектов.
Издательская: написание статей, фоторепортажи, издание
спецвыпусков.
Социально-значимая: социальные акции, уроки Памяти,
благоустройство
и
эстетизации
окружающей
среды,
благотворительная деятельность.
Поисковая: архивная
работа,
Музейный урок, экспедиция,
экскурсия.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Часов в неделю: 0,5- 1 час.
Часов в год: 18 часов.
Часов за весь курс: 36 часов.
Место проведения занятий: учебные кабинеты ОУ, библиотека,
актовый зал.
Кадровое
обеспечение:
классные
руководители,
педагоги
дополнительного образования, учителя истории, обществознания и ОДКНР.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы

внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности «По дороге ценностей»
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской
истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность
гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
патриотического
воспитания:
сформированность
российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная
убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность
4

за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и
принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся
духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность
нравственного сознания, этического поведения; сформированность
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм,
правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества; сформированность
нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств
и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения
к собственным
поступкам, осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
эстетического
воспитания:
представление
об
исторически
сложившемся культурном многообразии своей страны; способность
воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание
значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;
эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
физического воспитания: представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в истории России и в
современную эпоху;
трудового воспитания: понимание значения трудовой деятельности как
источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности человека; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; формирование
интереса к различным сферам профессиональной деятельности; мотивация и
способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
ценности научного познания: сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской
5

культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
готовность к осуществлению учебной проектно- исследовательской
деятельности;
эмоциональный интеллект: развитие самосознания (включая
способность осознавать на примерах жизненных ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние,
соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях);
развитие саморегулирования, включающего
самоконтроль,
умение
принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
развитие внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей; эмпатии; социальных навыков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по курсу
внеурочной деятельности «По дороге ценностей» включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных
областях)
и
универсальные
учебные
действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные), способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории, овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
В результате изучения курса внеурочной деятельности «По дороге
ценностей» на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия: умение
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и проводить выводы (логические универсальные учебные
действия); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
(знаковосимволические/моделирование); смысловое чтение; развитие
мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
6

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество); умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью (коммуникация); формирование и развитие
компетентности
в
области
использования
информационнокоммуникационных
технологий
(информационно-коммуникационная
компетентность).
Регулятивные
универсальные
учебные
действия:
умение
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование); умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
(оценка); владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы
и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении
единства многонационального народа Российской Федерации;
2) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении,
в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с
позицией
автора
и
мнениями
участников
дискуссии,
давать
аргументированную оценку прочитанному;
3) умение характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
7

преемственность истории нашей Родины), государство как социальный
институт;
4) умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
выполнение
типичных
для
несовершеннолетнего
социальных
ролей,
типичные
социальные
взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе
процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
5) приобретение
опыта
осуществления
совместной,
включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества (гуманистических и демократических ценностей, идей
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур),
осознание ценности культуры и традиций народов России;
6) Понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость.

8

3. Содержание

Раздел 1. Ценность: созидательный труд (2 часа). Созидательный
труд. Труд. Трудовая деятельность. Профессии настоящего и будущего.
Непрерывное образование и карьера. Труд делает человека человеком. Что
такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, трудовой подвиг, ответственность. Общественная
оценка труда. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель,
пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные
качества, необходимые представителям
этих профессий. Труд как
самореализация, как вклад в общество.
Раздел 2. Ценность: коллективизм (2 часа). Дружба, предательство.
Коллектив. Личные границы. Отношения в малых группах. Групповые
нормы и правила. Лидерство
в группе. Межличностные отношения
(деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками.
Раздел 3. Ценность: взаимопомощи и взаимоуважение (3 часа).
Взаимопомощь и взаимоуважение. Скромность и тщеславие. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь,
дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Зачем помогать
близким? Уважение и взаимоуважение. Взаимоуважение в семье, в школе, в
обществе. Взаимопомощь и волонтерство. Взаимопомощь и дружба.
Раздел 4. Ценность: патриотизм (2 часа). Патриотизм.
Родина.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма. Важность патриотизма. Любовь к Родине. Родина и
Малая Родина. Вклад в развитие Отечества и патриотизм.
Раздел 5. Ценность: крепкая семья (3 часа). Отношения в семье. Роль
семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг.
Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Роль семьи в
социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные
роли членов семьи. Традиционная семья. Семья – хранитель духовных
ценностей. Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности,
традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг
человека. Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования
у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка
материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья
как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного
становления.
Раздел 6. Ценность: служение Отечеству и ответственность за его
судьбу (2 часа). Ответственность. Что такое Родина и Отечество?
Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как
самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Защита
Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг
9

гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Раздел 7. Ценность: высокие нравственные идеалы (добро, дружба,
ответственность, целеустремлённость) (4 часа). Добро. Дружба.
Ответственность. Целеустремленность. Честь. Традиционные ценности и
ролевые модели. Всеобщий характер морали и нравственности. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Личность –
общество – культура. Что делает человека человеком? Почему человек не
может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как
реализация духовно-нравственных ценностей. Добро и его проявления в
реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность
важна? Добро и его проявления в реальной жизни. Кто такой друг?
Верность и предательство. Пословицы и поговорки о дружбе. Как достичь
своей мечты? Что значит быть целеустремленным. Целеустремленность и
нравственность.
Раздел 8. Ценность: жизнь (2 часа). Жизнь. Здоровый образ жизни.
Социальная и личная значимость здорового образа жизни. Внутренний мир
человека и его духовность. Жизнь, достоинство, права и свободы человека,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство народов
России. Свойства и качества человека
Раздел 9. Ценность: единство народов России (5 часов). Единство.
Народность. Россия ‒ многонациональное государство. Культурная жизнь.
Духовные ценности, традиционные ценности российского народа. Развитие
общества. Усиление взаимосвязей народов в условиях современного
общества. Традиции и обычаи. Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное
государство. Этносы и нации в диалоге культур. Народные праздники как
память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Мораль,
нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Регионы России:
культурное многообразие.
Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина – часть
общего Отечества.
Раздел 10. Ценность: гражданственность. Права и обязанности
гражданина России, беседа. Гражданственность. Гражданин. Родина и
гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина. Необходимость быть гражданином.
Российская гражданская идентичность. Свобода и ответственность
гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Раздел 11. Ценность: приоритет духовного над материальным (2
часа). Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда,
пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества. Духовная культура. Духовнонравственная
культура.
Искусство,
наука,
духовность
Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Духовная
10

культура как реализация ценностей. Мораль. Нравственность. Мораль и
нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие,
любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Высокие
нравственные идеалы. Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Влияние духовной культуры на формирование личности.
Раздел 12.
Ценность: историческая память, преемственность
поколений (2 часа). Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Как связаны Родина и семья?
Историческая память как духовно-нравственная ценность. Важность
исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
Раздел 13. Ценность: милосердие (2 часа).
Милосердие.
Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность
как
нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи,
учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития
личности самого мецената и общества в целом.
Раздел 14. Ценность: справедливость (1 час). Справедливость.
Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Что значит
быть справедливым человеком? Справедливость и общество. Справедливость
и духовный мир человека.
Раздел 15. Ценность: достоинство (1 час). Достоинство. Человек и
достоинство. Что значит быть достойным человеком? Социальные ценности
и нормы Общественные ценности. Личность – общество – культура.
Раздел 16. Гуманизм (1 час). Гуманизм. Социальные нормы как
регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды
социальных норм. Традиции и обычаи. Принципы и нормы морали. Добро и
зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Раздел 17. Права и свободы человека (1 час). Свобода и ответственность
гражданина. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль. Человек
как участник правовых отношений Правоотношения и их особенности.
Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и
дееспособность. Правовая оценка поступков и деятельности человека.
Правомерное поведение. Правовая культура личности. Права и свободы
человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

11

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
курса
внеурочной
деятельности
«Дороги,
которые
мы
выбираем»
Ценность:
Созидательный
труд

Количе Программное
ство
содержание
часов

1

Созидательный
труд.
Труд.
Трудовая
деятельность.
Профессии
настоящего
и
будущего.
Непрерывное
образование
и
карьера.
Труд
делает человека
человеком.
Что
такое
труд.
Важность труда и
его экономическая
стоимость.
Безделье,
лень,
тунеядство.

Форма/
характеристика
деятельности обучающихся

Просмотр фильма «Последний
трамвай»
(«Ноль плюс»)
Предпросмотровое
задание:
Прочитайте рассказ и закончите
предложения:
Однажды Ваня и Таня мечтали о
том, кем они станут, когда
вырастут.
- Я буду врачом, - сказала Таня, ведь врач – самая главная
профессия, потому что…
- А я буду строителем. Ведь
строитель
главнее
врача,
потому что он… - ответил
сестре Ваня.
- Нет, наверное, повар главнее
строителя. «Ведь если он не…»,
- сказала Таня.
Значит,
главнее
повара
продавец. Если он…, - подумав,
заметил Ваня.
- А что будет, если продавец
заболеет
и
не
сможет
продавать продукты?
- Его вылечит… - уверенно
ответил Ваня.
- Так кто же тогда главнее? –
растерянно спросила Таня.
Загадку
разрешила
мама,
вернувшаяся с работы.
Нет
такой
профессии,
которую можно назвать самой
главной. Все профессии важны,
потому что…
Просмотровое задание:

12

Смотрите фильм внимательно.
Подумайте,
почему
его
назвали «Последний трамвай»?
Определите главную мысль и
тему фильма. Чему он учит? Для
чего был создан этот фильм?
Постпросмотровое задание:
Заполните таблицу по образцу,
выбрав профессию
ВАГОНОВОЖАТЫЙ.
Проф Личностн Занятия, к
ессия ые
помогут в
качества
освоении
профессии
прода вежливость Математика
вец
, честность, риторика,
аккуратнос литература,
технология
ть

2

3

«В чем самая 1
счастливая
жизнь?
Ценность:
Коллективизм

«Просто
мы 1
работаем
волшебниками»
Ценность:
Взаимопомощь
и
взаимоуважение
.

Дружба,
предательство.
Коллектив.
Личные границы.
Отношения
в
малых
группах.
Групповые нормы
и правила.

Просмотр
фильма
«Дом»
(«Киноурок»)
Предпросмотровое
задание:
Стратегия
«Предваряющие
вопросы»
Просмотровое задание:
Просмотр фильма. Фиксация на
модерационных картах ответа на
вопрос: «Благодаря чему
раскрывается и поддерживается
талан?»

Постпросмотровое задание:
Стратегия «Модель Фрейер»
Взаимопомощь и Просмотр фильма «Волшебники»
взаимоуважение.
(«Киноурок»)
Скромность
тщеславие.

13

и

Предпросмотровое задание:
Перед просмотром фильма
предлагается провести
мотивационную беседу с
учащимися, настраивающую на
просмотр фильма,

раскрывающего понятие
взаимопомощь.
Просмотровое задание:
Составление «Толстых» и
«тонких» вопросов.
Постпросмотровое задание: идеи
про организации и проведению
социальной практики по
рассматриваемым ценностям в
школе
4

«Возвращение
через года»
Ценность:
Патриотизм

1

Родина.
Патриотизм.
Толерантность.
Уважение
к
другим народам
и их истории.
Важность
патриотизма.

Просмотр фильма «Возвращение
домой» («Ноль плюс»)
Предпросмотровое задание:
Просмотр иллюстраций, ответы
на вопросы по иллюстрациям
(мотивирующий якорь) .
Просмотровое задание: Акцент:
при просмотре фильма обратите
внимание на чувства героя
(фиксация чувств героя).
Постпросмотровое задание:
Придумайте свои вопросы к
фильму (работа в группах).

5

«Можно
ли 1
изменить законы
природы?»
Ценность:
Крепкая семья

6

«Подвиг

по 1

Отношения
в
семье. Роль семьи
в жизни человека
и
общества.
Семейные
традиции.
Семейный досуг.
Важность семьи в
жизни человека,
общества
и
государства. Роль
семьи
в
социализации
личности.
Функции семьи.
Семейные
ценности.
Основные
роли
членов семьи.
Ответственность.
14

Просмотр фильма «Листок»
(«Ноль плюс»)
Предпросмотровое задание:
Почему
так
важна
связь
поколений?
Что знает старшее поколение,
чего не знает молодое? Зачем
нужно знать прошлое? Какое
значение для нас имеет память?
Просмотровое задание: анализ
медиатекста (кадры)
Постпросмотровое
задание:
рецепт счастливой семьи.

Просмотр отрывка из фильма

наследству»
Ценность.
Служение
Отечеству
и
ответственность
за его судьбу

7

«Дело
убедительнее
слов»
Ценность:
Высокие
нравственные
идеалы
(ответственност
ь)

1

Что такое Родина
и
Отечество?
Патриотизм,
гражданственност
ь,
служение
Отечеству
и
ответственность
за его судьбу.
Подвиг:
как
узнать героя? Что
такое
подвиг.
Героизм
как
самопожертвован
ие. Героизм на
войне.
Ответственность.
Традиционные
ценности
и
ролевые модели.
Всеобщий
характер морали и
нравственности.
Риски и угрозы
духовнонравственной
культуре народов
России.

«Отец солдата»
Предпросмотровое
прием «Наоборот»

задание:

Просмотровое задание: Записать
качества главного героя.
Постпросмотровое
задание:
«Стена вопросов и ответов»

Просмотр фильма«Крылья»
(«Киноурок»)
Предпросмотровое задание:
Групповая работа с карточками.
Учащиеся в командах
принимают решение и
распределяют в
соответствующую колонку к
карточке «ответственный» или
«безответственный»
предложенные понятия
Просмотровое задание: Записать
качества главного героя, которые
характеризуют
его
как
ответственного человека

8

«Свет
призвания»
Ценность:
Жизнь

1

Жизнь. Здоровый
образ
жизни.
Социальная
и
личная
значимость
здорового образа
жизни.
Внутренний мир
человека
и его
духовность.

Постпросмотровое
задание:
«Стена вопросов и ответов»
Просмотр
фильма
«Школа
жизни» («Ноль плюс»)
Предпросмотровое задание:
Что увидели?
Что
удивило?
О чем задумались?
Просмотровое задание:
Какова основная цель школы, в
которой
преподает
Виктор
Васильевич?
Постпросмотровое задание:
Расскажите о вашем любимом виде
спорта, и как он вдохновляет вас.

9

«Доброе братство 1
дороже всякого

Единство.
Народность.
Россия
15

‒

Просморт
отрывка
из
мультфильма«Гора самоцветов»

богатства»
Ценность:
Единство
народов России

многонациональн
Предпросмотровое
задание:
ое
государство. Сколько
национальностей
Культурная
проживает на территории РФ?
жизнь.
Важно ли знать о культуре и

традициях каждого народа?
Просмотровое
задание:
зафиксировать национальности,
о которых говорится в фильме,
записать 1 интересный факт.
Постпросмотровое задание:
День народного единства
(словарик языков) – говорящие
стены – привет, спасибо, добро
пожаловать на разных языках
национальностей.

10

«Нужно ли быть 1
благодарным или
«Закон
бумеранга»
Ценность:
Приоритет
духовного над
материальным

Материальная
культура.
Материальная
культура:
архитектура,
одежда,
пища,
транспорт,
техника.
Связь
между
материальной
культурой
и
духовнонравственными
ценностями
общества.
Духовная
культура.
Духовнонравственная
культура.
Искусство, наука,
духовность
Мораль,
нравственность,
ценности.
Художественное
осмысление мира.

16

Просмотр
мультфильма«Вознаграждение»
(«Ноль плюс»)
Предпросмотровое задание: Что
такое жизненные ценности?
Какие ценности существуют?
Что может ценить человек?
Просмотровое задание:
 «Символы
в
кино»
(фиксация
деталейсимволов)
Постпросмотровое задание:
Создание творческого сценария
мультфильма с альтернативным
концом (оформление в виде
комикса, раскадровки и др.)

11

12

«Каждый
1
должен быть на
своем месте»
Ценность:
Милосердие

«Кто
он, 1
будущих офицер
российской
армии»
Ценность:
Достоинство

Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительн
ость.
Волонтёрство.
Выдающиеся
благотворители в
истории.
Благотворительн
ость
как
нравственный
долг. Меценаты,
философы,
религиозные
лидеры, врачи,
учёные,
педагоги.
Важность
меценатства для
духовнонравственного
развития
личности самого
мецената
и
общества
в
целом.

Просмотр
фильма«Монах
и
обезьяна» («Ноль плюс»)
Предпросмотровое задание: Как
вы понимаете слово поступок?
Что это такое? Почему важно
думать о результате своих
действий? Могут ли поступки
человека расходится с его
внутренним миром?

Достоинство.
Человек
и
достоинство. Что
значит
быть
достойным
человеком?
Социальные
ценности и нормы
Общественные
ценности.
Личность
–
общество
–
культура.

Просмотр фильма «Честь имею»
(«Киноурок)
Предпросмотровое задание:
Когда-то дружили Вода, Ветер,
Огонь и Честь. Они всегда были
вместе,
но
как-то
пришлось
им
разойтись, чтобы каждый мог
заняться своими делами.
При расставании стали они
рассуждать, как им потом вновь
найти друг друга.
Вода сказала, что ее можно найти
там, где растет камыш. Ветер
сказал, что он
всегда находится там, где
трепещут листья. Огонь сказал,
что его можно найти
по идущему вверх дыму. Лишь
одна Честь стояла молча. Они
спросили,

17

Просмотровое
Запишите поступки
героя

задание:
главного

Постпросмотровое задание:
Создайте чек-лист поступков
героя в статусе монаха, которые
свидетельствуют
о
его
милосердии

почему она не называет своих
признаков. Она сказала: «Вы
можете и
расходиться, и вновь сходиться, а
мне это не позволено. Тот, кто
однажды
расстался со мною, расстался
навсегда и уже со мной никогда
не встретится»

13

«Друг — это 1
одна
душа,
живущая в двух
телах»
Ценность:
Приоритет
духовного над
материальным

Скажите, пожалуйста, как вы
считаете: что такое достоинство?
(формулировка понятия)
Просмотровое
задание:
зафиксировать
ценности,
о
которых говорится в фильме.
Постпросмотровое
задание:
Прием «Тема-подтема-вопрос»
Просмотр отрывка из фильма
«Когда я стану великаном»
Предпросмотровое задание: Как
вы думаете, почему фильм
назван
«Когда
я
стану
великаном»? Известно ли вам
стихотворение,
к
которому
отсылает название? О чем оно?
Просмотровое
задание:
Записать приметы
истинной
дружбы.

Художественное
осмысление
мира. Духовная
культура
как
реализация
ценностей.
Мораль.
Нравственность.
Мораль
и
нравственность
в
жизни
человека.
Взаимопомощь,
Постпросмотровое
задание:
сострадание,
милосердие,
сформулируйте понятия любовь,
любовь, дружба, влюблённость, дружба
коллективизм,
патриотизм,
любовь
к
близким.
Высокие
нравственные
идеалы.
Духовнонравственный
облик и идеал
человека.
Влияние
духовной
культуры
на
формирование
личности.
18

14

«Наполни
1
смыслом каждое
мгновение»
Ценность:
Справедливость

Справедливость.
Духовность
и
нравственность
как важнейшие
качества
человека.
Что
значит
быть
справедливым
человеком?
Справедливость
и
общество.
Справедливость
и духовный мир
человека.

19

Просмотр фильма «Великий»
(«Киноурок»)
Предпросмотровое задание:
Владей собой среди толпы
смятенной,
Умей поставить в радостной
надежде,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Ha карту всё, что накопил c
трудом,
Верь сам в себя наперекор
вселенной,
Bcё проиграть и нищим стать как
прежде
И маловерным отпусти их грех;
И никогда не пожалеть o том,
Пусть час не пробил, жди, не
уставая,
Умей принудить сердце, нервы,
тело
Пусть лгут лжецы, не снисходи
до них;
Тебе служить, когда в твоей
груди
Умей прощать и не кажись,
прощая,
Уже давно всё пусто, всё сгорело
Великодушней и мудрей других.
И только воля говорит: «Иди!»
Умей мечтать, не став рабом
мечтанья,
Останься прост, беседуя c
царями,
И мыслить, мысли не
обожествив;
Будь честен, говоря c толпой;
Равно встречай успех и
поруганье,
Будь прям и тверд c врагами и
друзьями,
He забывая, что их голос лжив;
Пусть все в свой час считаются c
тобой;
Останься тих, когда твое же
слово
Наполни смыслом каждое
мгновенье
Калечит плут, чтоб уловлять
глупцов,
Часов и дней неуловимый бег, —
Когда вся жизнь разрушена и

снова
Тогда весь мир ты примешь как
владенье
Ты должен всё воссоздавать c
основ.
Тогда, мой сын, ты будешь
Человек!.
Подумайте, о каких качествах
человека идет речь?
Какое качество объединяет в
себе все вышеперечисленные?
Просмотровое
задание:
Записать проблемы, которые
ставит и решает для себя
героиня.
Постпросмотровое задание:
предложить выбрать из карточек
качества, которые относятся к
справедливому человеку,
составить словесный портрет
справедливого человека.
15

"Урок истинного 1
достоинства»
Ценность:
Историческая
память,
Преемственност
ь поколений

Историческая
память
как
духовнонравственная
ценность.
Важность
исторической
памяти,
недопустимость
её
фальсификации.
Преемственност
ь поколений.

Просмотр фильма «Савичевы»
Предпросмотровое
задание:
Почему
фильм
называется
Савичевы?
Просмотровое
задание:
Запишите
главные
качества
героев.
Постпросмотровое
задание:
Краткое выражение собственной
позиции через ССЧ
ПОПСформула

16

«Единство
ценностей »

Духовные
ценности,
традиционные
ценности
российского
народа. Развитие
общества.
Усиление
взаимосвязей
народов
в
условиях
современного

Просмотр фрагмента фильма
«Сестренка» Предпросмотровое
задание: Фромулировка понятия
«Единство» через интерактивное
вопрошание
Просмотровое
задание:
Запишите
главные
качества
героев.
Постпросмотровое
задание:
Краткое выражение собственной
позиции
через
приём
«5

Ценность:
Единство
народов России

2

20

17

«Красная
нить 1
сердец»
Ценность:
гуманизм

18

«От сердца к 1
сердцу…»
Ценность:
Крепкая семья

общества.
Традиции
и
обычаи. Этнос и
нация.
Гуманизм.
Социальные
нормы
как
регуляторы
общественной
жизни
и
поведения
человека
в
обществе. Виды
социальных норм.
Традиции
и
обычаи.
Принципы
и
нормы
морали.
Добро
и
зло.
Нравственные
чувства человека.
Совесть и стыд.
Функции семьи.
Семейные
ценности.
Основные
роли
членов
семьи.
Традиционная
семья. Семья –
хранитель
духовных
ценностей. Семья
– базовый элемент
общества.
Семейные
ценности,
традиции
и
культура. Помощь
сиротам
как
духовнонравственный
долг человека.

6 класс
21

вопросов».

Просмотр фильма «Нить» («Ноль
плюс»)
Предпросмотровое задание
Формулировка
понятия
«Гуманизм»
Просмотровое задание
Прием «Стоп-кадр»
Постпросмотровое задание
«Одноминутное эссэ»

Просмотр фильма «Бусы из
бирюзы»
Предпросмотровое задание
«Посмотрите, на картинку, какие
ассоциации она у вас вызывает,
как вы думаете, о чем пойдет
речь?»
Просмотровое задание
Составить
по
2
вопроса
(закрытых), обсудить их в паре.
Поделиться
вопросами
и
ответами с одноклассниками,
можно через прием «3 встречи».
Постпросмотровое задание
Словесный портрет крепкой
семьи

Да
ты

1

2

Наименование
разделов и тем
курса внеурочной
деятельности
«Мир
уцелел,
потому
что
смеялся»
Ценность:
Созидательный
труд

«Остановись
задумайся»
Ценность:
Коллективизм

Количе Программное
ство
содержание
часов
1

и 1

Трудолюбие,
трудовой
подвиг,
ответственность.
Общественная
оценка
труда.
Социальные
профессии; их
важность
для
сохранения
духовнонравственного
облика
общества.
Социальные
профессии: врач,
учитель,
пожарный,
полицейский,
социальный
работник.
Духовнонравственные
качества,
необходимые
представителям
этих профессий.
Труд
как
самореализация,
как
вклад
в
общество.
Лидерство
в
группе.
Межличностные
отношения
(деловые,
личные).
Отношения
с
друзьями
и
сверстниками.

Характеристика
обучающихся

деятельности

Просмотр фильма«Мать»
(«Ноль плюс»)
Предпросмотровое
задание:
Стратегия «Письмо по кругу»
Просмотровое задание:
Смотрите фильм внимательно.
Подумайте,
почему
его
назвали «Мать»?
Определите
главную мысль и тему фильма.
Чему он учит? Для чего был
создан этот фильм?
Постпросмотровое задание:
Стратегия «Фишбоун»

Просмотр
фильма«Урок
экологии» («Ютуб»)
Предпросмотровое
задание:
«Стена вопросов и ответов»
Просмотровое задание:
Просмотр фильма. Фиксация на
модерационных картах ответа на
вопрос: «Что значит ВМЕСТЕ?»
Постпросмотровое задание:
«Вопросный мозговой штурм»

22

3

«Лекарство
от 1
неприятностей»
Ценность:
Взаимопомощь и
взаимоуважение.

Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь, дружба,
коллективизм,
патриотизм,
любовь
к
близким. Зачем
помогать
близким?
Уважение
и
взаимоуважение.

Просмотр фильма «Поддержка»
(«Ютуб»)
Предпросмотровое задание:
Перед просмотром фильма
предлагается провести
мотивационную беседу с
учащимися, настраивающую на
просмотр фильма, записать
ответы на вопрос : « с чем
ассоциируется поддержка?».
Просмотровое задание:
Составление «Толстых» и
«тонких» вопросов.
Постпросмотровое задание: идеи
про организации и проведению
социальной практики по
рассматриваемым ценностям в
школе

4

«Зов настоящего 1
Человека»
Ценность:
Патриотизм

Важность
патриотизма.
Любовь
к
Родине. Родина
и Малая Родина.
Вклад в развитие
Отечества
и
патриотизм.

Просмотр фильма «Странный
врач» («Ютуб»)
Предпросмотровое задание:
Просмотр иллюстрации, запись
ассоциации на модерационные
карты (познавательный якорь).
Просмотровое задание:
Стратегия «Шапка вопросов»
Постпросмотровое задание:
Придумайте свои вопросы к
фильму (работа в группах).

5

«Правдой
счастью»
Ценность:
Крепкая семья

к 1

Крепкая семья,
основанная
на
любви,
как
основа
для
формирования у
ребенка чувства
безопасности и
ощущения
счастья.
Важность
для
ребенка
материальной и
психологическо
23

Просмотр
отрывка
фильма«Письмо
солдату»
(«Ютуб»)
Предпросмотровое задание:
«Что такое семья?» (нарисовать
групповой портрет семьи)
Просмотровое задание: анализ
медиатекста (кадры)
Постпросмотровое
задание:
сценарий счастливой семьи.

й поддержки со
стороны
родителей.
Семья как среда
формирования
личности
ребенка,
его
духовнонравственного
становления
6

7

8

«Ничто на свете не 1
напрасно»
Ценность.
Служение
Отечеству
и
ответственность
за его судьбу

«Что-то
рядом 1
хорошее дышит»
Ценность:
Высокие
нравственные
идеалы (добро)

«Отдавать от всей 1
души»
Ценность:
Жизнь

Подвиг:
как
узнать
героя?
Что
такое
подвиг. Героизм
как
самопожертвова
ние. Героизм на
войне. Подвиг в
мирное время.
Защита Родины:
подвиг
или
долг? Война и
мир. Роль знания
в
защите
Родины.
Долг
гражданина
перед
обществом.
Военные
подвиги. Честь.
Доблесть.
Добро. Добро и
его проявления в
реальной жизни.

Просмотр фильма «Перевал»
(«Ноль плюс»)
Предпросмотровое
задание:
прием «Предсказание»
Просмотровое задание: Записать
качества главного героя.
Постпросмотровое
«Шапка вопросов»

задание:

Просмотр фильма Фильм
«Большая восьмерка»
(«Киноурок»)
Предпросмотровое задание:
Групповая работа с карточками
(«Корзина идей»)
Просмотровое задание: Записать
качества главного героя на
каждой грани кубика.

Постпросмотровое
задание:
«Цепочка заметок»
Жизнь,
Просмотр
фильма«Зеленая
школа» («Ноль плюс»)
достоинство,
права и свободы Предпросмотровое задание:
человека,
Что увидели?
крепкая семья, Что
удивило?
24

9

10

«Много
голов- 1
много умов»
Ценность:
Единство народов
России

«Волк
или 1
супергерой?»
Ценность:
Высокие
нравственные
идеалы (дружба)

созидательный
труд, приоритет
духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая
память
и
преемственность
поколений,
единство
народов России.
Свойства
и
качества
человека.

О чем задумались?
Просмотровое задание:
Почему школа «зеленая»?
Постпросмотровое задание:
Прием «Верю-не верю»

Регионы России:
культурное
многообразие.
Исторические и
социальные
причины
культурного
разнообразия.
Каждый регион
уникален. Малая
Родина – часть
общего
Отечества.

Просмотр
отрывков
из
мультфильма «Гора самоцветов»
Предпросмотровое
задание:
удивление
фактом
(малоизвестные
факты
о
национальностях, проживающих
на территории РФ).
Просмотровое
задание:
зафиксировать национальности,
о которых говорится в фильме,
записать 1 интересный факт.

Дружба.
Кто
такой
друг?
Верность
и
предательство.
Пословицы
и
поговорки
о
дружбе.

Просмотр фильма «Приятель»
(«Ноль плюс»)
Предпросмотровое задание: Что
такое дружба?
Каким должен быть друг?
Что ценно в друзьях?
Просмотровое задание:
 «Символы
в
кино»
деталей(фиксация
символов)
Постпросмотровое задание:
Создание творческого продукта
путем групповой работы по
фиксации ценностей дружбы,

25

Постпросмотровое задание:
Прием «Верю- не верю»

11

12

13

«Апай и Агай- 1
родство душ»
Ценность:
Единство народов
России

«Вечный
носитель»
Ценность:
Гражданственнос
ть

1

«НЕиспорченное
1
фото»
Ценность:
Взаитмопомощь и
взаимоуважение

качеств друга.
Просмотр Отрывка из фильма
«Сестрёнка»
в Предпросмотровое
задание:
прием «Предсказание»

Усиление
взаимосвязей
народов
условиях
современного
общества.
Традиции
и
обычаи. Этнос и
нация. Россия ‒
многонациональ
ное государство.
Этносы и нации
в
диалоге
культур.
Что
делает
человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина.
Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность.
Свобода
и
ответственность
гражданина.
Гражданственно
сть
и
патриотизм.
Гуманизм.
Взаимоуважение
в семье, в школе,
в
обществе.
Взаимопомощь и
волонтерство.
Взаимопомощь и
дружба.

Просмотровое
Запишите поступки
героя

Постпросмотровое задание:
Прием «Автобусная остановка»

Просмотр фильма «От Виктора к
Виктору» («Ноль плюс»)
Предпросмотровое
задание:
Прием «Предсказание»
Просмотровое задание: прием
«Что дальше?».
Постпросмотровое
задание:
Прием «Тема-подтема-вопрос»

Просмотр фильма «Новенькая
девочка-кролик»
(«Ноль плюс»)
Предпросмотровое задание: При
просмотре подумайте: Что вас
удивило, поразило в этом
видеоролике?
О
чем
он
заставляет задуматься? Какие
чувства вызвал?
Просмотровое
задание:
Записать приметы
истинной
взаимопомощи.
Постпросмотровое

26

задание:
главного

задание:

Сфомулируйте и запишите на
лепестке фразу о взаимопомощи
и взаимоуважении (лепестки
фраз собираются в букет)
14

«В
ней
что-то 1
чудотворное
горит…»
Ценность:
Высокие
нравственные
идеалы
(целеустремленно
сть)

Целеустремленн
ость.
Как
своей
достичь
Что
мечты?
быть
значит
целеустремленн
ым.
Целеустремленн
ость
и
нравственность.

Просмотр фильма «Аня» («Ноль
плюс »)
Предпросмотровое задание:
«Ситуация яркого пятна»
Просмотровое
задание:
Записать проблемы, которые
ставит и решает для себя
героиня.
Постпросмотровое задание:
прием «Символ»

15

"Воздух
любит 1
дерзких»
Ценность:
Историческая
память,
Преемственность
поколений

Просмотр фильма «Редкий вид»
(«Киноурок»)
Предпросмотровое
задание:
прием «Предсказание»
Просмотровое
задание:
Запишите
главные
качества
героев.
Постпросмотровое
задание:
прием «Мини- обзор»

16

«Сердце радостью 1
питается»

Как
связаны
Родина и семья?
Историческая
память
как
духовнонравственная
ценность.
Важность
исторической
памяти,
недопустимость
её
фальсификации.
Преемственност
ь поколений.
Усиление
взаимосвязей
народов
в
условиях
современного
общества.
Традиции
и
обычаи. Этнос и
нация. Россия ‒
многонациональ
ное государство.

Свобода и
ответственность
гражданина.
Право и его роль
в
жизни

Просмотр
фильма
«Эра»
(«Киноурок»)
Предпросмотровое задание –
прием «Предсказание»
Просмотровое задание

Ценность:
Единство народов
России

17

«Право на мечту» 1
Ценность: права
и
свободы
человека

27

Просмотр
Мультфильма
«Арктические байки» («Ноль
плюс»)
Предпросмотровое
задание:
Фромулировка
понятия
«Единство» через интерактивное
вопрошание
Просмотровое
задание:
Стратегия «Фишбоун» (работа в
группах)
Постпросмотровое
задание:
Презентация продукта

18

«Наша
песня 1
сразу в сердце
идет»
Ценность:
милосердие

общества. Право
и
мораль.
Человек
как
участник
правовых
отношений
Правоотношения
и
их
особенности.
Правовая норма.
Участники
правоотношений
.
Правоспособнос
ть
и
дееспособность.
Правовая оценка
поступков
и
деятельности
человека.
Правомерное
поведение.
Правовая
культура
личности. Права
и
свободы
человека
и
гражданина
Российской
Федерации.
Гарантия
и
защита прав и
свобод человека
и гражданина в
Российской
Федерации.

Какие трудности встречаются на
пути героев?
Как они их преодолевают?
(заполнение таблицы).
Постпросмотровое задание
Выбор
качеств
свободного
человека.
Создание
образа
свободного человека (рисунок,
рассказ, устный портрет и т.п.)

Милосердие.
Меценаты,
философы,
религиозные
лидеры, врачи,
учёные,
педагоги.
Важность
меценатства для
духовнонравственного
развития
личности самого
мецената
и

Просмотр
фильма
«Музыка
внутри»
Предпросмотровое задание
Работа
с
ассоциациями
к
названию фильма.
Просмотровое задание
Прием «Стоп-кадр»
Постпросмотровое задание
Регламентированная дискуссия

28

общества
целом.

29

в

Приложение 1

1.














2.

Краткая характеристика некоторых рекомендуемых технологий,
приёмов и практик
Приемы кинопедагогики
Предсказание (До просмотра можно сообщить детям о
название
художественного фильма и задать ученикам вопрос: «Как вы думаете, о чём
этот фильм?»).
Озвучка (Заранее выберите подходящий эпизод, отключите звук и дайте
ученикам задание озвучить происходящее).
Что дальше? (Остановите просмотр на «самом интересном месте» и спросите
учеников: «Что же будет дальше?»).
Без картинки (Выберите фрагмент фильма, который можно только
прослушать, Объединённые в рабочие группы ученики становятся актерами:
они придумывают и инсценируют событийный ряд эпизода, основываясь на
услышанном).
Назад в прошлое (После просмотра определённого фрагмента ученики
отвечают на вопрос: Как они представляют себе прошлое увиденных
персонажей?)
Описание персонажей (Попросите учеников выбрать один из персонажей и
за две минутки сформулировать описание его внешности, характера или
каких-то привычек, по которым соседи должны будут догадаться, кто был
прототипом).
Верю—не верю (После просмотра определённого эпизода звучит вопрос:
«Говорят ли персонажи то, что думают, или они врут?» Посыльные от
рабочих групп выбегают к доске, чтобы поставить галочку в
соответствующем столбике. Потом отметки пересчитываются и полученные
результаты обсуждаются, аргументируются и если нужно корректируются).
Стоп-кадр (Это работа с одной изолированной картинкой из фильма).
По мотивам (После просмотра фильма (или его фрагментов) ученики,
объединённые в малые группки (по 3-6 человек), разыгрывают между собой
один из эпизодов. Зрители отгадывают, какой именно).
Дискуссии на неродном языке (Каждый фильм основан на разных
жизненных ситуациях, социальных конфликтах и проблемах межличностных
взаимоотношений. Поэтому выбрать какую-нибудь из «зажигательных»,
«горячих», «заводных» для учеников тем и после просмотра ими серии
фрагментов (или всего фильма) устроить обсуждение. Затравкой для
дискуссии могут быть разные формулировки вопросов).
Фасилитационная практика.
Фасилитация или модерация — это
управление группой, которое устраняет барьеры в коммуникации и помогает
достичь определённой цели (например, найти решение проблемы или сделать
трудный выбор).
«Плюмин» («Плюс. Минус. Интерес»)
ВРЕМЯ: 5–20 минут.
30

ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 3–20 человек.
Как проводить?
Инструмент «Плюмин» (ПМИ) нужен, если тема может вызвать
у участников излишние эмоции, а также если модератору необходимо узнать
о личном отношении участников к обсуждаемому вопросу. Каждый получает
листок с шапкой «Плюс. Минус. Интерес». Их просят написать, что в теме
нравится (речь об эмоциональном восприятии), что не нравится и что они
считают интересным.
Метод ПМИ очень прост: его можно применять и с обучающимися, и с
педагогами, и с родителями. Для каждой колонки — «Плюс», «Минус»
и «Интерес» — предусмотрены баллы, с помощью которых участник может
совершить подсчёт и принять на его основе взвешенное решение.
Опрос можно проводить как конфиденциально, так и публично. Это
быстрая техника, которую удобно использовать после обсуждений, когда
идеи уместно пропустить через дополнительный личностный фильтр, чтобы
они лучше запомнились.
«МнеМыНам»
ВРЕМЯ: 10–15 минут.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 15–20 человек.
Как проводить?
«МнеМыНам» (MeWeUs) — техника вовлечения в обсуждение
молчаливых, а также сбора идей и предложений от каждого участника для
формирования коллективного результата. Каждый в команде фиксирует
письменно или устно своё мнение по обсуждаемому вопросу.
«МнеМыНам» включает три этапа:
Мне (Me) — каждый участник формулирует мнение по предложенной
проблеме и записывает свои мысли по теме обсуждения.
Мы (We) — происходит обмен мнениями в небольших группах, все
получают возможность ознакомиться с личными позициями и идеями других
участников подгруппы.
Нам (Us) — в завершение рассматривается весь спектр мнений группы,
который фиксируют на флипчарте, магнитной доске или клеевой стене
в удобной и наглядной форме (ранжированный или неранжированный
список, таблица, диаграмма, ментальная карта).
Залог успеха техники «МнеМыНам» заключается в том, чтобы
высказался каждый человек. Все результаты обсуждения фиксируются
на флипчарте, магнитной доске или клеевой стене, поэтому группе
не придётся тратить время на презентации по итогам работы.
«Разделительная линия»
ВРЕМЯ: 20 минут — 1 час.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 5–100 человек.
Как проводить?
31

Эта техника напоминает «МнеМыНам» и призвана помочь участникам
определиться со своими предпочтениями. Данный метод уместен для
устранения скорее принципиальных, «идеологических» затруднений, чем
сугубо прагматических.
Модератор чертит линию мелом или наклеивает на пол цветную клейкую
ленту. Он напоминает участникам обсуждаемую проблему и задаёт
провокационный вопрос в форме: «Согласны ли вы с тем, что…?»
Предполагается, что часть участников согласна, а другая — нет, иначе
проводить упражнение нет смысла. Вопросов по теме может быть несколько,
но их следует задавать последовательно, а не параллельно.
По одну сторону от линии будут находиться те, кто полностью согласен,
а по другую — те, кто полностью не согласен.
Можно предложить участникам, оказавшимся в одной группе, выяснить
друг у друга, почему выбрана именно эта сторона. Выслушав мнения
согруппников, участники могут изменить свою точку зрения и перейти
в оппозицию. Они могут перемещаться до тех пор, пока не прояснят для себя
собственное отношение к проблеме.
«Петиция»
ВРЕМЯ: 10–15 минут.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 10–25 человек.
Как проводить?
Название техники «Петиция» по-английски звучит как roundrobin, что
переводится как «петиция с подписями, расположенными кружком» (чтобы
скрыть, кто подписался первым). Иначе говоря, это письмо к одному
адресату, подписанное несколькими адресантами, — например, коллективное
обращение к директору школы — без соблюдения иерархии подписавшихся,
благодаря чему неизвестны автор или зачинщик, своеобразная круговая
порука.
В процессе «Петиции» модератор обходит класс и даёт возможность
каждому участнику высказаться, не прерывает его, не отвлекается
на критику. Может последовать комментарий или разъяснение от посредника
или группы. В завершение модератор подводит итоги обхода и формулирует
общие мысли и идеи. Замечания, как правило, не фиксируются.
Высказывается в «Петиции» участник лишь раз, но в зависимости от времени
и цели можно дать слово и во второй раз.
Такая круговая дискуссия может быть эффективным вводным этапом
к началу взаимодействия и помогает очертить круг вопросов, который
предстоит обсудить. Также этот подход позволяет участникам процесса
преодолеть тупики в обсуждении и найти точки соприкосновения. Целью
не является достижение консенсуса, поэтому каждый может выражать
свободно свои тревоги, мысли и делиться ими. Главное, чтобы участники
не увлекались и не начинали тянуть одеяло на себя, — в подобном случае
дискуссия может быстро стать неуправляемой.
32

«Консилиум»
ВРЕМЯ: 15–30 минут.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 8–20 человек.
Как проводить?
Техника похожа на «Петицию», но отличается целенаправленным
поиском противоречий между позициями участников и исключением
комментариев участников. Чаще всего «Консилиум» созывается для того,
чтобы отразить настроение участников: можно, например, с одной
подгруппой провести «Аквариум», а с другой в это же время или позднее,
уже после внимательного наблюдения за «рыбками», — «Консилиум», дав
всем участникам возможность проанализировать те процессы и факторы,
которые объединяют или разобщают коллектив.
Иногда, чтобы не нарушать очерёдность, в процессе «Консилиума»
высказавшийся участник передаёт другому некий символический предмет —
условный микрофон (любой предмет, который означает право участника
на ограниченное по времени выступление) — или карточки, количество
которых зависит от ситуации, как и время, отведённое на высказывание.
Также можно ввести разрешение передать свою карточку другому.
«Консилиумы» не стоит проводить слишком часто: эта техника призвана
поднять
дискуссию
на новый
уровень
откровенности.
Во время
«Консилиума» стоит пресекать проявления психологических защит: смех,
шутки, критические высказывания, — они могут повлиять на настроение
«советчиков».
«Карусель»
ВРЕМЯ: 10 минут — 1,5 часа.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 3–30 человек.
Как проводить?
Каждый по очереди говорит в течение установленного времени (1–3
минуты), и никто не перебивает. Этот инструмент нужен для того, чтобы
участники не расслаблялись, и предполагает включённость всех: во-первых,
никто не отсидится, а во-вторых, они будут вынуждены чётко и внятно
аргументировать свою позицию.
Инструмент подобен «Консилиуму», но не подразумевает поиска
различий. Основная цель — поддерживать рабочий тонус участников
и их готовность выражать и аргументировать свою позицию.
«Занять позицию»
ВРЕМЯ: 20 минут — 1 час.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 5–100 человек.
Как проводить?
Метод схож с предыдущим. Он направлен на то, чтобы выяснить,
насколько разные мнения могут существовать по единственному,
33

но непростому вопросу. Модератор предоставляет каждому возможность
высказаться и обосновать свою позицию, найти самые убедительные
аргументы, сравнить их с чужими доводами.
На доске или на трёх разных флипчартах прикрепляются плакаты «Да»,
«Нет», «Не знаю». Модератор задаёт вопрос или называет тему и предлагает
участникам поочерёдно высказать мнение по обсуждаемой проблеме. Затем
участники становятся около того плаката, который соответствует выбранной
позиции. После этого предлагается подготовить обоснование своей позиции
самостоятельно или в группе единомышленников, подобрав несколько
наиболее сильных аргументов, которые могут убедить других.
Если после обсуждения участники всё же меняют свою точку зрения,
то они переходят к другому плакату и называют наиболее убедительную
идею или аргумент противоположной стороны.
Метод удобен для обсуждения непростых вопросов, как правило, связанных
с этической проблематикой или ценностями.
Метод «горячего стула»
ВРЕМЯ: 10–15 минут.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 10–20 человек.
Как проводить?
Все участники рассаживаются по внешнему кругу. Во внутреннем круге
ставят 3–5 стульев — места для тех, кто начнёт беседу, — причём один стул
остаётся свободным, это и есть «горячий стул». Разговор связан с решением
той или иной проблемы.
Высказываться могут только участники внутреннего круга. Если кто-то
из внешнего круга захочет подключиться, он переходит из внешнего круга
во внутренний и занимает «горячий стул». В этот момент один из участников
разговора должен покинуть внутренний круг и перейти во внешний, тем
самым освободив своё место, которое превращается в новый «горячий стул».
Поводом для такого перехода может служить передача участия в разговоре
другому, усталость от общения, отсутствие аргументов.
При тех же условиях сидящие во внешнем круге могут формулировать
и записывать вопросы, которые адресуются участникам внутреннего круга.
Вопрос читают вслух, но он не всегда требует мгновенного ответа. Ответ
может быть переадресован другому участнику беседы. Из внутреннего круга
во внешний круг вопросы не задают.
Модерацию обычно начинают с вопроса об ожиданиях участников. При
этом каждый должен иметь право высказаться. Кроме того, модератор
периодически выстраивает шкалу и «барометр настроения». Также для
соблюдения очерёдности можно передавать по кругу условный микрофон.
«Разрыв»
ВРЕМЯ: 20–40 минут.
ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ: 10–30 человек.
34

Как проводить?
Этот метод как целое направление предложил рекламист Жан-Мари Дрю
в своей книге «Ломая стереотипы». Техника основана на представлении
о трёх зонах — стереотип, разрыв и видение, — и этим зонам соответствуют
этапы сессии.
На первом
этапе
диагностируются
стереотипы
относительно
поставленной задачи: стандартные подходы к её решению, представления
потребителей и заказчиков.
На втором происходит разрыв, слом этих стереотипов, но не тривиальное
изменение всех свойств на полную их противоположность, а замена
проигрышных элементов.
На этапе видения участники мысленно перемещаются в будущее
и представляют найденное решение по прошествии некоторого времени.
Жан-Мари Дрю назвал свой метод «катализатором воображения».
Анализируя рекламные традиции разных стран и регионов, он пришёл
к выводу, что можно развивать картезианскую традицию, то есть ставить под
сомнение самое привычное, ориентируясь на самое высокое — ценности,
формирующие новые тренды для рынка. Для рекламиста важно заставить
потребителя задуматься, а не просто попытаться навязать ему товар в яркой
упаковке.
3. Стратегия «Предваряющие вопросы».
Цели стратегии: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.
Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)
2.
Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
Пример текста, раздаточного или дополнительного материала,
шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового
чтения, ссылки на источники:
Когда появилось кино?
Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские
изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в
Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи
созданного ими аппарата - синематографа.
Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые
попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали
ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его
ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через
который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на
целлулоидной плёнке.
В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные
повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот
фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки
имели колоссальный успех.
35

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность
человек, которого можно назвать родоначальником художественного
кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром,
театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором
развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым
доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не
могла бы показаться реальностью.
4. Стратегия «Модель Фрейер».
Цель стратегии- формирование умения работать над пониманием
значения неизвестного слова или выражения на основе контекста.
Алгоритм применения метода:
У каждой группы обучающихся есть заготовленная схема или лист
бумаги размером А-3 и цветные маркеры.
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть изучаемое понятие с
разных сторон, записывая его обязательные характеристики, необязательные
характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться
примером) в схему.
Обучающиеся работают с определением понятия до изучения
материала( до чтения текста) и заносят определенным цветом главные
характеристики в схему.
Заполнив таблицу определенным цветом группа обучающихся,
передают заполненную схему другой группе.
Другая группа при необходимости дополняет информацию своим
цветом маркера и передает схему следующей группе.
Происходит процесс обсуждения схем и уточнение характеристики.

5. «Мозговой штурм». Штурм проводится в группах численностью 7-9
учащихся. В каждой группе выбирается ведущий, следящий за выполнением
правил, направляющий деятельность учащихся, а также секретарь,
фиксирующий предложенные идеи на отдельном ватманском листе.
Учитель проводит инструктаж, объясняя особенности предстоящей
36

деятельности. Проводится первичное обсуждение и уточнение проблемы,
требующей решения.
3 этапа обсуждения: 1. Создание банка идей – учащиеся стараются
предложить максимальное количество вариантов решения (никакой
критики!). 2. Анализ идей – все высказанные идеи группа рассматривает
критически, стараясь найти в каждой идее рациональное звено. 3. Обработка
результатов – учащиеся отбирают от 2 до 5 наиболее интересных решений,
готовят на их основе проект ответа.
Защита и обсуждение учащимися предложенных проектов
6. Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». Взаимоопрос можно провести с
помощью методического приёма «Толстый и тонкий вопросы».
Учащимся предлагается придумать тонкие и толстые вопросы по
проблеме, поставленной учителем, и задать их друг другу.
«Тонкий» вопрос
«Толстый» вопрос
Предполагается однозначный, Предполагается развѐрнутый,
«фактический ответ»
обстоятельный ответ
7. Практика «Мировое кафе». «Мировое кафе» - это метод фасилитации
групповых обсуждений, в котором во главу угла ставится общение между
участниками и добавление новых мыслей и идей. Процесс
Для эффективного обсуждения с использованием метода «мировое кафе»
в группе должно быть не менее 12-14 человек. Рассадка происходит как в
обычных кофейнях, по три-четыре человека за столик, с одним отличием один человек берет на себя роль «хозяина» стола, а остальные
участники играют роль приглашенных гостей.
Для оптимизации процесса обсуждения и фиксации результатов
на каждом столе лежат бумажные скатерти и разноцветные маркеры, все
идеи запечатлеваются удобным способом - схема, рисунок, тезис.
Спустя некоторое время, к примеру 20 минут, «гости» перемещаются за
следующий стол, а «хозяин» остается на своем месте и рассказывает вновь
пришедшим к нему гостям о сути обсуждаемого вопроса – кратко презентует
основные мысли, высказанные до этого. К окончанию второго круга
дискуссий все «гости» кафе будут знакомы с предложениями и идеями друг
друга, каждый выскажет свое мнение и узнает мнение коллег. После этого,
все собираются для общей дискуссии по вопросу.
Правила «Мирового кафе»
Существует шесть основных правил для эффективного проведения
«мирового кафе», сформулированных авторами технологии:
1. Задайте контекст ситуации - прозрачно распишите основные цели и
задачи.
Спросите: “Какие способы и новые возможности мы здесь и сейчас можем
исследовать и обсуждать?” Определите круг участников – подготовьте и
распределите разные аспекты обсуждаемой проблемы для групп за
столиками: разнообразие точек зрения всегда обогащает конечный результат.
37

Цель обсуждения в формате «мирового кафе» - совмесмтный поиск
перспектив и общий доступ к возможности развития и новым перспективам.
После обсуждения часто люди становятся более уверенными, так как им
удалось поработать с самыми актуальными и злободневными вопросами,
которые важны как для каждого в отдельности, так и для компании в целом.
2. Разбирайте те аспекты проблем, которые являются по-настоящему
важными. Потому что, если внимание участников будет направлено на
решение действительных сильных вопросов, то будет получен понастоящему видимый эффект. Обсуждение получится открытым и глубоким.
3. Отмечайте мысли каждого участника: так как количество участников
ограничено тремя-четырьмя, то «промолчать» и отсидеться в сторонке будет
достаточно сложно. Уважайте каждое мнение, даже «неправильное».
Приглашайте к обсуждению и сотрудничеству.
4. Соединяйте
несоединимое.
Здорово,
когда
переплетаются
разнообразные идеи и точки зрения. Также положительно влияет на
конечный результат то обстоятельство, когда собираются люди из разных
профессиональных сфер.
5. Щедро делитесь успешным опытом, инсайтами и слушайте внимательно
других: сосредоточьте фокус внимания на личных достижениях и вкладах
каждого из участников обсуждения.
6. Развесьте скатерти на стенах, соберите воедино результаты работы всех
групп, чтобы максимально наглядно были представлены все результаты.
Иногда полезно продолжить дискуссию, образовав единый большой круг,
активизируя коллективный интеллект, и визуализируя его силу.
8. «Парадигма позитивных перемен». Русское название метода «Парадигма
позитивных перемен» (далее – ППП) можно дословно перевести с
английского как «Опрос о ценности» (Appreciative inquiry). Этот метод был
открыт Дэвидом Куперрайдером (David Cooperrider) в 1980 г. Основное
отличие ППП от других методов решения организационных проблем состоит
в том, что идеи формулируются исходя из позитивных моментов в прошлом
и возможном будущем компании. Наглядно это можно проиллюстрировать с
помощью известной шутки о том, как отличить оптимиста от пессимиста.
Про наполовину заполненный стакан пессимист скажет, что он наполовину
пуст, а оптимист – что он наполовину полон. Также и ППП пытается найти в
опыте участников и организации положительные моменты, обобщить их и
сознательно использовать в работе.
Цикл ППП состоит из четырех этапов которые в оригинале называются
4D (по первым буквам наименования каждого из них): Discovery – открытие,
Dream – мечта, Design – дизайн, или разработка, Destiny – судьба, или
реализация и поддержка изменений.
На первом этапе участники процесса ППП определяют, что есть
хорошего в школе, на уроке, на занятии, например.
На следующем этапе под названием «Мечта» участники представляют
себе светлое будущее (через шесть месяцев, через год, через пять лет и т. д.)
38

– тот идеал, к которому следует стремиться.
Третий этап под названием «Дизайн» предполагает разработку плана
действий для достижения созданного идеала.
Заключительный этап цикла ППП – реализация плана действий и
инициативы по поддержанию изменений – подразумевает разработку
предложений по проведению изменений и поддержке созданного плана.
9. Регламентированная дискуссия.
Организация работы в малых группах
В
1. Определите того, кто будет сообщать результат всей группе
микрогруппах, (выступающего)
20 мин.
2. Выберите организатора обсуждения
3. Выделите из своей группы одного человека для организации
групповой дискуссии (в жюри и пресс-центр).
4. Обсудите предложенные вопросы и подготовьте от группы
выступление продолжительностью до 3 мин. по проблеме
_________________
__________________________________________________________
- в чем суть выделенной проблемы?
- с какими другими она сопрягается?
- к каким последствиям приводит наличие данной проблемы?
- какие факторы делают проблему “живучей”?
Проиллюстрируйте свои выводы примерами из опыта. Докажите,
что выделенная вами проблема действительно относится к числу
важнейших.
Порядок проведения регламентированной дискуссии
Групповая
1. Выступление первой группы (продолжительность до 3 мин.,
работа
оценивается до 5 баллов).
2. Вопросы от других групп (до 3 вопросов от группы, каждый
оценивается до 3 баллов).
3. Ответы выступающих (продолжительность каждого ответа не
более 1 мин., каждый оценивается до 3 баллов).
4. Возражения от
групп
(по
одному
возражению
продолжительностью не более 1 мин. от группы, каждый
оценивается до 3 баллов).
5. Дополнения от
групп
(по
одному
дополнению
продолжительностью не более 1 мин. от группы, каждый
оценивается до 3 баллов).
6. Заключительное слово выступающих (продолжительностью
не более 1 мин., оценивается до 3 баллов).
Далее переходят к выступлениям следующих групп и их
обсуждению в том же порядке.
Правила дискуссии
F При паузе в 10 секунд ведущий объявляет переход к следующему
этапу.
39

F Ведущий вправе зачесть выступление сверх регламента за
использование следующего этапа.
F Ведущий вправе прерывать выступление, продолжающееся
дольше разрешенного времени.
10.Притчинг. Притча – это дидактико – аллегорический жанр, заключающий в
себе моральное или религиозное поучение (глубинную премудрость).
Поскольку
основными
стилистическими
приёмами
в
притче
являются сравнение, метафора, аллегория – именно этот жанр представляет
собой наибольшую сложность, особенно в начальных классах. Несмотря на
то, что школьники часто интуитивно улавливают метафорический характер
притч, тем не менее, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение.
Существенным моментом при работе с притчей является воссоздание
культурного и исторического контекста, в котором созданы притчи.
Понять смысл притч помогают гравюры, картины. На уроках работы над
притчей нужно осуществлять работу
с иллюстрацией к тексту
или
фрагментами презентации, использовать
рисунки, картинки,
фотографии.
Большое значение имеет работа над анализом притчи:
1.Обсуждение основной идеи, смысла истории.
2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)
3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)
4.Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
5.Выделение ключевых понятий.
6.Инсценировка притчи.
7.Сравнение нескольких притч.
8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или
предположить их).
Важное место в в работе над притчей занимает работа в группах.
На уроках при работе над притчей можно использовать:
Метод дискуссий - создание доступной для понимания проблемной
ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. На основе анализа
правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов.
Метод
дает
возможность
школьникам
сделать
впоследствии
самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Например, урок
по теме «Отличие иконы от картины», «Православные традиции и семейные
ценности. Семья- малая церковь».
Исследовательский метод — организация обучения, при которой
учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают
гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных,
делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают
их в готовом виде.
Актуальное
значение
приобретает
работа
над
проектом. Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий
40

индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в
результате которого обучающиеся создают конечный продукт из
собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять
проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить
оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий,
учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и
анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с
ожидаемыми.
Сочинение. Письменная творческая работ позволяет достаточно
объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития
когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать
собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения,
которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать
публично на уроке или в рамках групповой работы
Драматизация
(театрализация) привлекательна
для
школьников тем, что по своей сути она
близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.
Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или
презентации домашнего задания.
11.Прием «Фишбоун». Схемы «Фишбоун» дают возможность:
– организовать работу участников в парах или группах;
– развивать критическое мышление;
– визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
– ранжировать факторы по степени их значимости.
Составление схемы «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками.
Современные технологии и сервисы позволяют быстро сделать цветной
шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе
бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.
Существуют два типа расположения:
– горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет
предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;

рыбы),

его

– вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем
информации (подходит для старшеклассников).
«Рыбий скелет» состоит из четырех блоков информации:
– голова, где обозначаются проблема, вопрос или тема, которые подлежат
анализу;

41

– верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы
или сверху при горизонтальной) – на них фиксируются причины и основные
понятия того или иного явления, проблемы;
– нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие
наличие сформулированных причин или суть понятий, указанных на схеме;
– хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени
актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на
«теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично):
лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или
иного пункта, которые будут четко отражать суть явления.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
– индивидуальным (ученикам дается вопрос и 10–15 минут на обдумывание и
составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы
каждого);
– групповым (всем участникам группы раздается текст, после его прочтения
и по ходу обсуждения заполняется схема).

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».