Раздел 1.
Результаты освоения курса внеурочной
деятельности Личностные результаты:
У обучающегося будут
сформированы:
– осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства
ответственности за сохранение ее природы;
– осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей
российской гражданской идентичности); формирование чувства любви к своей
стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и
культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской
жизни;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания
и принятиябазовых общечеловеческих ценностей;
– расширение
сферы
социально-нравственных
представлений,
включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание экологического
образования как личностной ценности;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и
социуме.
Курс «Экология и мы» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в
их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных
граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в
созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Программа «Экология и мы» способствует формированию у обучающихся
следующих личностных качеств:
- любовь к Родине;
–патриотизм;
– уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;
– трудолюбие;
– настойчивость;
– дисциплинированность;
– любовь к малой Родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научиться:
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
1
достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического
илипредполагаемого расхода ресурсов на решение
задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения целей.
Познавательные
Обучающийся научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюденияи эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы
на
основеаргументации.
Коммуникативные
Обучающийся
научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции
других людей, всотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и
позиций всехучастников;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственныхдействий и действий партнёра;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, участвовать в дискуссии аргументировать свою
позицию;
следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения
исотрудничества на основе уважительного отношения к
партнёрам;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниямимежду членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и
позволять еёучастникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Предметные результаты:
2
В результате работы по программе курса обучающиеся должны знать:
усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (в пределахизученного материала);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего
образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных
дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать,
классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные
особенности природных и социальных объектов; описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте
базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи вокружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте.
Раздел 2.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и мы» с указанием
форморганизации и видов деятельности
Формы организации и виды деятельности
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работу детей в
группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке;
Курс включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с
интересными людьми и т.д. Внеурочная деятельность по курсу «Экология и мы»
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д.
В процессе обучения используются следующие формы внеурочных занятий:
-типовые занятия;
-уроки-тренинги
-групповые исследования;
- игры-исследования;
-творческие проекты
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные индивидуальные исследования, самостоятельная работа, миниконференция, консультация, защита работ.
Методы контроля: консультация, доклад, защита работ, выступление,
3
выставка, презентация, мини-конференция и другие.
Технологии, методики:
-уровневая
дифференциация;
Проблемное
обучение;
-поисковая деятельность;
-информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и
мы»
5 класс
Введение (1час)
Что такое экология?
Тема 1. Мой дом за окном (8часов)
Дом, где мы живем. Уборка школьного двора. Откуда берется и куда исчезает
мусор. Краски и звуки зимы. Деревья твоего двора. Экскурсия по территории
школы. Птицы нашего двора. Изготовление кормушек для птиц
Тема 2. Я и мое окружение (10часов)
Моя квартира. Моя семья. Создание уюта в классной комнате. Рассказы, стихи о
семье. Комнатные растения в квартире, в классе. Уход за комнатными растениями.
Маленький огород на подоконнике. Экскурсия в парк. Животные в доме. Рассказы,
стихи, поговорки, пословицы о домашних животных.
Тема 3. Гигиена моего дома(13часов)
Уход за квартирой. Гигиена класса. Бытовые приборы в квартире. Экскурсия в
школьную кухню. Природа в квартире и в классе. Наша одежда и обувь.Русская
народная одежда. Русская национальная одежда. Уход за одеждой. Экскурсия в
музей. Моделирование и демонстрация одежды
Тема 4. Весенние работы(2часа)
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по
посадке растений и уходу за ними.
6
класс
Введение(6часов)
Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной
системе. Что такое окружающая среда и окружающая природа. Принятие в отряд
«Зелёный патруль». Первые уроки экологической этики
Тема 1. Неживая природа(8часов)
Солнце – источник тепла и света. Почва – святыня наша. Состав и свойства
почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным
приметам. Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой.
Обращение отряда к ровесникам Тема 2. Живое в природе. Экологические связи
между неживой и живой природой (20часов)
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи
неживой и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни
растений и животных. Растения рядом. Будем понимать и любить растения.
4
Экологические памятки для детей и взрослых. Разнообразие царства растений.
Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и
холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и
лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные
растения поля, сада и огорода. Праздник «В страну овощей». Лекарственные
растения. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические
организмы. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке.
Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.
7
класс
Введение (5часов)
Вводное занятие. История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле. Где растения и
животныеживут сегодня? Наблюдения в природе.
Тема 1. Среда обитания (17часов)
Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от
приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные
изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества.
Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
природе. Пищевые цепочки и связи. Наблюдение за сообществом. Циклы в
природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в
природе.
Тема 2. Жизнь животных(12часов)
Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. В мире
животных. Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры
– вымерший вид животных. О жизни динозавров. Почему нужно защищать
природу. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
Красная книга области. Наблюдения в живой природе. Брейн-ринг «В мире
животных».
8 класс
Введение (1час)
Тема 1. Моря и океаны (9часов)
Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Жизнь
поверхностного слоя. Рыбы. Форма тела. Наши меньшие братья – аквариумные
рыбки. Знатоки мира рыб. Животный мир рифов. Нефтяные загрязнения. Чистый
берег. Острова. Как создаются острова.
Тема 2. Равнины (2часа)
Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Равнинные хищники
Тема 3. Горы (3часов)
Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах. Редкие животные. Жизнь
в горном климате.
Тема 4 Леса (6часа)
Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Времена года. Жизни
лиственного леса. Жизнь леса. Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах.
Сухие и жаркие леса Австралии. Роль человека в изменении животного мира
Австралии.
Тема 5. Пустыни (4часа)
Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе,
колебании температур. Растущие пустыни. Роль человека. Нет продвижению
5
пустынь.
Тема 6. Реки и озера (4часа)
Реки и озера. Путь реки. Пресноводные растения и животные. Человек и его
деятельность – причина загрязнения водоемов.
Тема 7. Человек и животные (2часа)
Это все – кошки. Домашние животные. Собаки – наши друзья.
Тема 8. Заключение (3часа)
Экскурсия в природу. Акция «Начни с себя!». Круглый стол
9
класс
Введение (1час)
Тема 1. Организм и среда (5часов)
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути
приспособления организмов к среде. Среды жизни. Пути воздействия организмов
на среду. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы
жизни.
Тема 2. Сообщества и популяции (5часов)
Биотические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений.
Популяции. Демографическая структура, численность и плотность популяции.
Биоценоз и его устойчивость.
Тема 3. Экосистемы (6часов)
Виртуальная экскурсия. «Законы организации экосистем». Законы биологической
продуктивности. Продуктивность агроценоза. Саморазвитие экосистем.
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции,
биоценозов, экосистем. Биосфера – глобальная экосистема
Тема 4. Человечество в биосфере (7часов)
Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Основные
физиологическиепотребности человечества и их влияния на биосферу. Потребность
человечества в размножении. Демографическая проблема. Значение информации
для развития человечества. Экологическое и технологическое воздействие на
биосферу. Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических
кризисов. Современный масштаб деятельности человечества.
Тема 5. Человечество в социосфере (5часов)
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Зарождение
новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика. Социальные факторы: их
влияние на биосферу. Договор как фактор развития человечества. Концепция
устойчивого развития.
Тема 6. Человечество в ноосфере (5часов)
Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. Развитие
представлений человека о мире. Картины мира. Научно- технический прогресс.
Культура отношения человечества к природе. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Ноосфера. Экологическое сознание. Подведение итогов.
6
Раздел 3
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 5 класс (33 часа)
Введение
Что такое экология?
Кол.
час
1
1
Мой дом за окном
8
Дом, где мы живем
1
Уборка школьного двора
1
Откуда берется и куда исчезает мусор
1
Краски и звуки осени
1
Деревья твоего двора
1
Экскурсия по территории школы
1
Птицы нашего двора
1
Изготовление кормушек для птиц
1
Я и мое окружение
10
Моя квартира
1
Моя семья
1
Создание уюта в классной комнате
1
Рассказы, стихи о семье
1
Комнатные растения в квартире, в классе
1
Уход за комнатными растениями
1
Маленький огород на подоконнике
1
Экскурсия в парк
1
Животные в доме
1
Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных
1
Название темы, раздел
7
Гигиена моего дома
13
Уход за квартирой
1
Гигиена класса
1
Бытовые приборы в квартире
1
Экскурсия в школьную кухню
1
Природа в квартире и в классе
1
Наша одежда и обувь
1
Русская народная одежда
1
Русская национальная одежда
1
Уход за одеждой
1
Экскурсия в музей
1
Моделирование и демонстрация одежды
3
Весенние работы
1
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву,
1
по посадке растений и уходу за ними
Итого
33
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 6 класс (34 часа)
Название темы, раздел
Введение
Кол.
час
6
Вводное занятие
1
Мы – жители планеты Земля
1
Планета Земля в Солнечной системе
1
Что такое окружающая среда и окружающая природа
1
Принятие в отряд «Зеленый патруль»
1
8
Урок экологической этики
1
Неживое в природе
8
Неживая природа
1
Солнце – источник тепла и света
1
Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы
1
Погода. Климат. Прогноз погоды
1
Предсказание погоды по народным приметам
1
Времена года в неживой природе
1
Диалоги с неживой природой
1
Обращение отряда к ровесникам
1
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
20
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни
1
Экологические связи неживой и живой природы
1
Вода и жизнь
1
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных
1
Растения рядом
1
Будем понимать и любить растения
1
Экологические памятки для детей и взрослых
1
Разнообразие царства растений
1
Комнатные растения. Размножение комнатных растений
1
Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые
растения
1
Хвойные и лиственные растения
1
Дикорастущие растения и культурные растения
1
Культурные растения поля, сада и огорода
1
Праздник «В страну овощей»
1
9
Лекарственные растения
1
Царство грибов
1
Съедобные и несъедобные грибы
1
Микроскопические организмы
1
Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке
1
Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке
1
Итого
34
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 7 класс (33 часа)
Название темы, раздел
Введение
Кол.
час
5
Вводное занятие
1
История Земли. Окаменелости
1
Жизнь на Земле
1
Где растения и животные живут сегодня?
1
Наблюдения в природе
1
Среда обитания
17
Среда обитания. Природные зоны
1
Изменения окружающей среды
1
Зависимость от приливов и отливов
1
Жизнь днем
1
Наблюдения в природе
1
Ночная жизнь
1
Сезонные изменения
1
Времена года на Земле
1
10
Год растения. Год животного
1
Сообщества. Изменения сообществ
1
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе
1
Пищевые цепочки и связи
1
Наблюдение за сообществом
1
Циклы в природе
1
Круговорот углерода в природе
1
Парниковый эффект
1
Круговорот азота в природе
1
Жизнь животных
10
Жизнь животных
1
Группы животных по способу воспроизводства
1
В мире животных
1
Наблюдения в неживой природе
1
Вымирающие организмы
1
Динозавры – вымерший вид животных
1
О жизни динозавров
1
Почему нужно защищать природу
1
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
1
Красная книга области
1
Наблюдения в живой природе
1
Брейн-ринг «В мире животных»
Итого
33
11
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 8 класс (33 часа)
Вводное занятие
Кол.
час
1
Моря и океаны
9
Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы
1
Жизнь поверхностного слоя
1
Рыбы. Форма тела
1
Наши меньшие братья – аквариумные рыбки
1
Знатоки мира рыб
1
Животный мир рифов
1
Нефтяные загрязнения
1
Чистый берег
1
Острова. Как создаются острова
1
Равнины
2
Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон
1
Равнинные хищники
1
Горы
3
Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах
1
Редкие животные
1
Жизнь в горном климате
1
Леса
6
Название темы, раздел
Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных
Времена года. Жизни лиственного леса
1
Жизнь леса
1
Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах
1
12
Сухие и жаркие леса Австралии
1
Роль человека в изменении животного мира Австралии
1
Пустыни
4
Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне
1
Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур
1
Растущие пустыни. Роль человека.
1
Нет продвижению пустынь
1
Реки и озера
4
Реки и озера
1
Путь реки
1
Пресноводные растения и животные
1
Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов
1
Человек и животные
2
Это все – кошки
1
Домашние животные. Собаки – наши друзья
1
Заключение
2
Экскурсия в природу
1
Акция «Начни с себя!»
1
Круглый стол
Итого
33
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 9 класс (34 часа)
Название темы, раздел
Кол.
час
1
Введение
Организм и среда
5
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
13
Основные пути приспособления организмов к среде
1
Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду
1
Приспособительные формы организмов
1
Приспособительные ритмы жизни
1
Сообщества и популяции
5
Биотические связи в природе
1
Законы пищевых и конкурентных отношений
1
Популяции
1
Демографическая структура, численность и плотность популяции
1
Биоценоз и его устойчивость
1
Экосистемы
6
Виртуальная экскурсия
1
«Законы организации экосистем»
Законы биологической продуктивности
1
Продуктивность агроценоза
1
Саморазвитие экосистем
1
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции,
биоценозов, экосистем
1
Биосфера – глобальная экосистема
1
Человечество в биосфере
7
Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой
1
Основные физиологические потребности человечества и их влияния на
биосферу
1
Потребность человечества в размножении. Демографическая проблема
1
Значение информации для развития человечества
1
Экологическое и технологическое воздействие на биосферу
1
Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических
1
14
кризисов
Современный масштаб деятельности человечества
1
Человечество в социосфере
5
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества.
Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика
1
Социальные факторы: их влияние на биосферу
1
Договор как фактор развития человечества
1
Концепция устойчивого развития
1
Человечество в ноосфере
5
Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром
1
Развитие представлений человека о мире. Картины мира
1
Научно- технический прогресс. Культура отношения человечества к природе
1
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера
1
Экологическое сознание
1
Итого
34
15