Рабочая программа Экология и мы ООО

Раздел 1.
Результаты освоения курса внеурочной
деятельности Личностные результаты:
У обучающегося будут
сформированы:
– осознание себя жителем планеты Земля, формирование чувства
ответственности за сохранение ее природы;
– осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей
российской гражданской идентичности); формирование чувства любви к своей
стране, выражающееся в интересе к ее природе, причастности к ее истории и
культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской
жизни;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других
народов России;
– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания
и принятиябазовых общечеловеческих ценностей;
– расширение
сферы
социально-нравственных
представлений,
включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание экологического
образования как личностной ценности;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и
социуме.
Курс «Экология и мы» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в
их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных
граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в
созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Программа «Экология и мы» способствует формированию у обучающихся
следующих личностных качеств:
- любовь к Родине;
–патриотизм;
– уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей;
– трудолюбие;
– настойчивость;
– дисциплинированность;
– любовь к малой Родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Обучающийся научиться:
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно
учитывать условия и средства их достижения;
 выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее
эффективный способ;
 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
1

достижение поставленных целей;
 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
 адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического
илипредполагаемого расхода ресурсов на решение
задачи;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой
сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
 основам саморегуляции эмоциональных состояний;
 прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и
препятствия на пути достижения целей.
Познавательные
Обучающийся научиться:
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать её актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюденияи эксперимента;
 выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
 организовывать исследование с целью проверки гипотез;
 делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы
на
основеаргументации.
Коммуникативные
Обучающийся
научиться:
 учитывать и координировать отличные от собственной позиции
других людей, всотрудничестве;
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и
позиций всехучастников;
 оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит
достижение цели в совместной деятельности;
 осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований
собственныхдействий и действий партнёра;
 вступать в диалог, а также участвовать в коллективном
обсуждении проблем, участвовать в дискуссии аргументировать свою
позицию;
 следовать морально-этическим и психологическим принципам
общения
исотрудничества на основе уважительного отношения к
партнёрам;
 устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать
обмен знаниямимежду членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
 в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и
позволять еёучастникам проявлять собственную энергию для достижения
этих целей.
Предметные результаты:
2

В результате работы по программе курса обучающиеся должны знать:
 усвоение первоначальных знаний о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (в пределахизученного материала);
 сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на
окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур религий;


владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания
младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего
образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных
дисциплин;



умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать,
классифицировать) явления окружающего мира; выделять характерные
особенности природных и социальных объектов; описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте
базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
 владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи вокружающем мире природы и социума;
 овладение основами экологической грамотности, элементарными
правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
 понимание роли и значения родного края в историко-культурном контексте.
Раздел 2.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и мы» с указанием
форморганизации и видов деятельности
Формы организации и виды деятельности
Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работу детей в
группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке;
Курс включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с
интересными людьми и т.д. Внеурочная деятельность по курсу «Экология и мы»
предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях,
справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т. д.
В процессе обучения используются следующие формы внеурочных занятий:
-типовые занятия;
-уроки-тренинги
-групповые исследования;
- игры-исследования;
-творческие проекты
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные индивидуальные исследования, самостоятельная работа, миниконференция, консультация, защита работ.
Методы контроля: консультация, доклад, защита работ, выступление,
3

выставка, презентация, мини-конференция и другие.
Технологии, методики:
-уровневая
дифференциация;
Проблемное
обучение;
-поисковая деятельность;
-информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и
мы»
5 класс
Введение (1час)
Что такое экология?
Тема 1. Мой дом за окном (8часов)
Дом, где мы живем. Уборка школьного двора. Откуда берется и куда исчезает
мусор. Краски и звуки зимы. Деревья твоего двора. Экскурсия по территории
школы. Птицы нашего двора. Изготовление кормушек для птиц
Тема 2. Я и мое окружение (10часов)
Моя квартира. Моя семья. Создание уюта в классной комнате. Рассказы, стихи о
семье. Комнатные растения в квартире, в классе. Уход за комнатными растениями.
Маленький огород на подоконнике. Экскурсия в парк. Животные в доме. Рассказы,
стихи, поговорки, пословицы о домашних животных.
Тема 3. Гигиена моего дома(13часов)
Уход за квартирой. Гигиена класса. Бытовые приборы в квартире. Экскурсия в
школьную кухню. Природа в квартире и в классе. Наша одежда и обувь.Русская
народная одежда. Русская национальная одежда. Уход за одеждой. Экскурсия в
музей. Моделирование и демонстрация одежды
Тема 4. Весенние работы(2часа)
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву. Практическое занятие по
посадке растений и уходу за ними.
6

класс

Введение(6часов)
Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной
системе. Что такое окружающая среда и окружающая природа. Принятие в отряд
«Зелёный патруль». Первые уроки экологической этики
Тема 1. Неживая природа(8часов)
Солнце – источник тепла и света. Почва – святыня наша. Состав и свойства
почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным
приметам. Времена года в неживой природе. Диалоги с неживой природой.
Обращение отряда к ровесникам Тема 2. Живое в природе. Экологические связи
между неживой и живой природой (20часов)
Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Экологические связи
неживой и живой природы. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни
растений и животных. Растения рядом. Будем понимать и любить растения.
4

Экологические памятки для детей и взрослых. Разнообразие царства растений.
Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и
холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и
лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные
растения поля, сада и огорода. Праздник «В страну овощей». Лекарственные
растения. Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические
организмы. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке.
Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.
7

класс

Введение (5часов)
Вводное занятие. История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле. Где растения и
животныеживут сегодня? Наблюдения в природе.
Тема 1. Среда обитания (17часов)
Среда обитания. Природные зоны. Изменения окружающей среды. Зависимость от
приливов и отливов. Жизнь днем. Наблюдения в природе. Ночная жизнь. Сезонные
изменения. Времена года на Земле. Год растения. Год животного. Сообщества.
Изменения сообществ. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
природе. Пищевые цепочки и связи. Наблюдение за сообществом. Циклы в
природе. Круговорот углерода в природе. Парниковый эффект. Круговорот азота в
природе.
Тема 2. Жизнь животных(12часов)
Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства. В мире
животных. Наблюдения в неживой природе. Вымирающие организмы. Динозавры
– вымерший вид животных. О жизни динозавров. Почему нужно защищать
природу. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.
Красная книга области. Наблюдения в живой природе. Брейн-ринг «В мире
животных».
8 класс
Введение (1час)
Тема 1. Моря и океаны (9часов)
Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы. Жизнь
поверхностного слоя. Рыбы. Форма тела. Наши меньшие братья – аквариумные
рыбки. Знатоки мира рыб. Животный мир рифов. Нефтяные загрязнения. Чистый
берег. Острова. Как создаются острова.
Тема 2. Равнины (2часа)
Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. Равнинные хищники
Тема 3. Горы (3часов)
Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах. Редкие животные. Жизнь
в горном климате.
Тема 4 Леса (6часа)
Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных. Времена года. Жизни
лиственного леса. Жизнь леса. Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах.
Сухие и жаркие леса Австралии. Роль человека в изменении животного мира
Австралии.
Тема 5. Пустыни (4часа)
Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне. Жизнь в пустыне. Выживание при засухе,
колебании температур. Растущие пустыни. Роль человека. Нет продвижению
5

пустынь.
Тема 6. Реки и озера (4часа)
Реки и озера. Путь реки. Пресноводные растения и животные. Человек и его
деятельность – причина загрязнения водоемов.
Тема 7. Человек и животные (2часа)
Это все – кошки. Домашние животные. Собаки – наши друзья.
Тема 8. Заключение (3часа)
Экскурсия в природу. Акция «Начни с себя!». Круглый стол
9

класс

Введение (1час)
Тема 1. Организм и среда (5часов)
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути
приспособления организмов к среде. Среды жизни. Пути воздействия организмов
на среду. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы
жизни.
Тема 2. Сообщества и популяции (5часов)
Биотические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений.
Популяции. Демографическая структура, численность и плотность популяции.
Биоценоз и его устойчивость.
Тема 3. Экосистемы (6часов)
Виртуальная экскурсия. «Законы организации экосистем». Законы биологической
продуктивности. Продуктивность агроценоза. Саморазвитие экосистем.
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции,
биоценозов, экосистем. Биосфера – глобальная экосистема
Тема 4. Человечество в биосфере (7часов)
Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Основные
физиологическиепотребности человечества и их влияния на биосферу. Потребность
человечества в размножении. Демографическая проблема. Значение информации
для развития человечества. Экологическое и технологическое воздействие на
биосферу. Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических
кризисов. Современный масштаб деятельности человечества.
Тема 5. Человечество в социосфере (5часов)
Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества. Зарождение
новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика. Социальные факторы: их
влияние на биосферу. Договор как фактор развития человечества. Концепция
устойчивого развития.
Тема 6. Человечество в ноосфере (5часов)
Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром. Развитие
представлений человека о мире. Картины мира. Научно- технический прогресс.
Культура отношения человечества к природе. Учение В. И. Вернадского о
биосфере. Ноосфера. Экологическое сознание. Подведение итогов.

6

Раздел 3
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 5 класс (33 часа)

Введение
Что такое экология?

Кол.
час
1
1

Мой дом за окном

8

Дом, где мы живем

1

Уборка школьного двора

1

Откуда берется и куда исчезает мусор

1

Краски и звуки осени

1

Деревья твоего двора

1

Экскурсия по территории школы

1

Птицы нашего двора

1

Изготовление кормушек для птиц

1

Я и мое окружение

10

Моя квартира

1

Моя семья

1

Создание уюта в классной комнате

1

Рассказы, стихи о семье

1

Комнатные растения в квартире, в классе

1

Уход за комнатными растениями

1

Маленький огород на подоконнике

1

Экскурсия в парк

1

Животные в доме

1

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

1

Название темы, раздел

7

Гигиена моего дома

13

Уход за квартирой

1

Гигиена класса

1

Бытовые приборы в квартире

1

Экскурсия в школьную кухню

1

Природа в квартире и в классе

1

Наша одежда и обувь

1

Русская народная одежда

1

Русская национальная одежда

1

Уход за одеждой

1

Экскурсия в музей

1

Моделирование и демонстрация одежды

3

Весенние работы

1

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву,

1

по посадке растений и уходу за ними
Итого

33

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 6 класс (34 часа)
Название темы, раздел
Введение

Кол.
час
6

Вводное занятие

1

Мы – жители планеты Земля

1

Планета Земля в Солнечной системе

1

Что такое окружающая среда и окружающая природа

1

Принятие в отряд «Зеленый патруль»

1

8

Урок экологической этики

1

Неживое в природе

8

Неживая природа

1

Солнце – источник тепла и света

1

Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы

1

Погода. Климат. Прогноз погоды

1

Предсказание погоды по народным приметам

1

Времена года в неживой природе

1

Диалоги с неживой природой

1

Обращение отряда к ровесникам

1

Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

20

Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни

1

Экологические связи неживой и живой природы

1

Вода и жизнь

1

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных

1

Растения рядом

1

Будем понимать и любить растения

1

Экологические памятки для детей и взрослых

1

Разнообразие царства растений

1

Комнатные растения. Размножение комнатных растений

1

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые
растения

1

Хвойные и лиственные растения

1

Дикорастущие растения и культурные растения

1

Культурные растения поля, сада и огорода

1

Праздник «В страну овощей»

1

9

Лекарственные растения

1

Царство грибов

1

Съедобные и несъедобные грибы

1

Микроскопические организмы

1

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

1

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

1

Итого

34

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 7 класс (33 часа)
Название темы, раздел
Введение

Кол.
час
5

Вводное занятие

1

История Земли. Окаменелости

1

Жизнь на Земле

1

Где растения и животные живут сегодня?

1

Наблюдения в природе

1

Среда обитания

17

Среда обитания. Природные зоны

1

Изменения окружающей среды

1

Зависимость от приливов и отливов

1

Жизнь днем

1

Наблюдения в природе

1

Ночная жизнь

1

Сезонные изменения

1

Времена года на Земле

1
10

Год растения. Год животного

1

Сообщества. Изменения сообществ

1

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1

Пищевые цепочки и связи

1

Наблюдение за сообществом

1

Циклы в природе

1

Круговорот углерода в природе

1

Парниковый эффект

1

Круговорот азота в природе

1

Жизнь животных

10

Жизнь животных

1

Группы животных по способу воспроизводства

1

В мире животных

1

Наблюдения в неживой природе

1

Вымирающие организмы

1

Динозавры – вымерший вид животных

1

О жизни динозавров

1

Почему нужно защищать природу

1

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1

Красная книга области

1

Наблюдения в живой природе

1

Брейн-ринг «В мире животных»
Итого

33

11

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 8 класс (33 часа)

Вводное занятие

Кол.
час
1

Моря и океаны

9

Различные части океанов. Важные растения. Морские птицы

1

Жизнь поверхностного слоя

1

Рыбы. Форма тела

1

Наши меньшие братья – аквариумные рыбки

1

Знатоки мира рыб

1

Животный мир рифов

1

Нефтяные загрязнения

1

Чистый берег

1

Острова. Как создаются острова

1

Равнины

2

Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон

1

Равнинные хищники

1

Горы

3

Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь в горах

1

Редкие животные

1

Жизнь в горном климате

1

Леса

6

Название темы, раздел

Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных
Времена года. Жизни лиственного леса

1

Жизнь леса

1

Вечнозеленые леса севера. Зима в северных лесах

1

12

Сухие и жаркие леса Австралии

1

Роль человека в изменении животного мира Австралии

1

Пустыни

4

Пустыни. День и ночь. Вода в пустыне

1

Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур

1

Растущие пустыни. Роль человека.

1

Нет продвижению пустынь

1

Реки и озера

4

Реки и озера

1

Путь реки

1

Пресноводные растения и животные

1

Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов

1

Человек и животные

2

Это все – кошки

1

Домашние животные. Собаки – наши друзья

1

Заключение

2

Экскурсия в природу

1

Акция «Начни с себя!»

1

Круглый стол
Итого

33

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоениекаждой темы - 9 класс (34 часа)
Название темы, раздел
Кол.
час
1
Введение
Организм и среда

5

Общие законы зависимости организмов от факторов среды
13

Основные пути приспособления организмов к среде

1

Среды жизни. Пути воздействия организмов на среду

1

Приспособительные формы организмов

1

Приспособительные ритмы жизни

1

Сообщества и популяции

5

Биотические связи в природе

1

Законы пищевых и конкурентных отношений

1

Популяции

1

Демографическая структура, численность и плотность популяции

1

Биоценоз и его устойчивость

1

Экосистемы

6

Виртуальная экскурсия

1

«Законы организации экосистем»
Законы биологической продуктивности

1

Продуктивность агроценоза

1

Саморазвитие экосистем

1

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции,
биоценозов, экосистем

1

Биосфера – глобальная экосистема

1

Человечество в биосфере

7

Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой

1

Основные физиологические потребности человечества и их влияния на
биосферу

1

Потребность человечества в размножении. Демографическая проблема

1

Значение информации для развития человечества

1

Экологическое и технологическое воздействие на биосферу

1

Влияние человечества на эволюцию биосферы. История экологических

1
14

кризисов
Современный масштаб деятельности человечества

1

Человечество в социосфере

5

Внутреннее разнообразие и устойчивость человеческого общества.
Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика

1

Социальные факторы: их влияние на биосферу

1

Договор как фактор развития человечества

1

Концепция устойчивого развития

1

Человечество в ноосфере

5

Разум и развитие взаимоотношений человека с окружающим миром

1

Развитие представлений человека о мире. Картины мира

1

Научно- технический прогресс. Культура отношения человечества к природе

1

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ноосфера

1

Экологическое сознание

1

Итого

34

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».