Структура рабочей программы курса внеурочной деятельности:
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка
Результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование
Список информационных источников
Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка ...................................................................................................................................................................................................................... 2
Результаты освоения курса внеурочной деятельности ................................................................................................................................................................ 5
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности .............................................................................. 12
Тематическое планирование ........................................................................................................................................................................................................... 23
Список информационных источников .......................................................................................................................................................................................... 31
1
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Юный филолог» для 5-8 класса (основное общее образование) разработана на
основе следующих документов:
•
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями.)
•
Приказ Министерства образования и науки Российской № 1644 от 29 декабря 2014 г. «О внесении изменений в приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
•
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с
изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
•
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03 -296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования»;
•
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и
оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте
России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
•
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010г. № 189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федера ции 03.03.2010 г., регистрационный №
19993) (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, Изменени й №
2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
•
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
(утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.,
регистрационный номер 19676);
•
Устав МБОУСОШ № 98;
•
Положение о внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 98.
•
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением Министерства
образования и науки Российской Федерации от 08.04.2015 г., Протокол № 1/15.
•
Рабочая программа внеурочной деятельности русскому языку. 5 – 8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. - М.: ВАКО, 2014. — 32 с.
•
Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 98, утвержденная приказом
№_______ от ______________20 г.
2
•
Срок реализации рабочей программы 1 год. Рабочая программа рассчитана на 34 часа
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Юный филолог» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутри предметных
связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной
программы по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является основной частью образовательного процесса в средней школе и направлена на
общеинтеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. При составлении программы учтены запросы и интересы участников
образовательного процесса, уровень квалификации педагогических работников, требования к содержанию программ внеурочной
деятельности в соответствии с целями основного общего образования, значение программы для конкурентоспособности на рынке
образовательных услуг.
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному краю, интереса к познавательной
деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но
и во внеурочной деятельности. Осуществление программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные
учащимися на уроках знакомства с историей и культурным наследием родного края, с другой – вовлечь обучающихся в системную
творческую, исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала, ориентированную на
формирование в первую очередь личностных результатов школьников – создание ситуации творческого саморазвития.
Урок по понятным причинам не может вместить все то, что вызывает интерес у ученика, формирует его кругозор и развивает
мышление. Именно внеурочная деятельность создает благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и
для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции в творческой и исследовательской деятельности. На
практике- ориентированных занятиях учащиеся смогут выйти за рамки учебной литературы, научатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою
точку зрения юного проектировщика, исследователя, экскурсовода. Школьники приобретают навыки индивидуального, парного,
коллективного составления творческой работы (презентаций виртуальных экскурсий) по выработанному в проектной деятельности
алгоритму.
Организация внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с
максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка. Предлагаемое пособие не является
учебником: оно организует внеурочную деятельность обучающихся в доступной форме проектирования. Его можно использовать не только
во внеклассной работе, но и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, истории, при подготовке учащихся к
олимпиаде по краеведению.
3
Общая характеристика курса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку: «Юный филолог» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной
образовательной программы общеобразовательной организации, примерной программы по внеурочной деятельности.
Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении
лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях
учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика»,
«Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется
практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные
технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать позицию, рассуждать по заданной теме. Данная програ мма актуальна, так как
изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия
прививать любовь к родному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Такая работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – вовлечь
обучающихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, охватывающую большой объем предметного материала,
ориентированную на формирование в первую очередь личностных результатов школьников – создание ситуации творческого саморазвития.
Цель:
Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по
русскому языку во всех разделах языка; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении разделов
русского языка; формирование навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности.
Задачи программы:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
4
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты реализации программы
1.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и
повседневной жизни): приобретение школьником знаний об истории своего языка; о русских народных играх: о правилах конструктивной
групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах
самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к
социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к языку, родной культуре, труду, знаниям.
3.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение
школьником опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления; опыта самообслуживания, самоорганизации и
организации совместной проектной деятельности.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
•
дифференциации по интересам;
•
проектной деятельности;
•
игровые;
•
здоровьесберегающие;
•
информационные и коммуникативные.
Воспитательным результатом участия ребенка
во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной
школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты:
главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой
самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
•
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного
назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться справочной литературой;
5
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, ее анализ и отбор;
•
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий.
Коммуникативные:
•
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
•
умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата
и ситуации общения;
•
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
•
владение разными видами монолога и диалога;
•
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
•
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
•
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Рефлексивные:
• оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной,
метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
• применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в
предметной, метапредметной деятельности.
В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция
учителя и ученика.
Учитель:
• сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнении учебного,
метапредметного действия;
• создает условия для создания положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности;
• помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно для самоактуализации и самореализации
учащегося;
• создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных результатов школьников.
Ученик:
• становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;
реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, метапредметной деятельности, а также программ
творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
•
6
Целеполагание
Показатели:
•
определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;
•
формулировать и удерживать учебную задачу.
Уровни сформированности:
низкий — учащийся определяет цель учебной деятельности с помощью учителя, при этом, включаясь в работу, быстро отвлекается; не
мотивирует необходимость построить и реализовать свой маршрут решения предметной (познавательной) задачи;
средний — осознает свою роль в постановке цели урока и решении его задач; четко выполняет требования коллективного решения
познавательной задачи, при этом мотивирует необходимость построить и реализовать свой маршрут решения предметной (познавательной)
задачи, но осуществляет решение познавательной задачи при консультативной помощи учителя, не изменяя ее и не выходя за рамки ее
требования;
высокий — осознает свою роль в постановке цели урока и решении его задач; четко выполняет требования коллективного решения
познавательной задачи, при этом мотивирует необходимость построить и реализовать свой маршрут решения предметной (познавательной)
задачи, выдвигает содержательные гипотезы решения познавательной задачи, его учебная деятельность приобретает форму активного
исследования способов действий.
2.
Соотнесенность выполненного задания с образцом (эталоном)
Показатели:
•
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
•
построить индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной,
познавательной задач).
Уровни сформированности:
низкий — без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям, при этом
учащийся осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их и как следств ие
затрудняется в построении индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении предметной,
познавательной задач);
средний - самостоятельно или с помощью учителя обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действий и
условий задачи, и вносит коррективы в индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении
предметной, познавательной задач), при этом задачи, соответствующие усвоенному способу действий, решаются безошибочно;
высокий — ошибки исправляет самостоятельно, отслеживает процесс решения задачи другими учениками, при этом контролирует
соответствие выполняемых действий и при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения, т. е.
самостоятельно проектирует и реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изучаемом материале (решении
предметной, познавательной задач).
3.
Оценка решения своей задачи
Показатели:
1.
7
оценка своего задания по следующим параметрам: легко ли было выполнять задание, возникли ли сложности при выполнении;
•
степень развития произвольного внимания. Уровни сформированности:
низкий - приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения и частично
реализовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученном материале (решении предметной, познавательной задач);
средний — приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности в построении и реализации индивидуального
маршрута восполнения проблемных зон в изученном материале (решении предметных, познавательных задач), при этом свободно и
аргументированно оценивает уже решенные им задачи;
высокий — умеет самостоятельно оценить свои действия и обосновать правильность или ошибочность выбранного маршрута
восполнения проблемных зон в изученном материале (решении предметных, познавательных задач), при этом может оценить действия
других учеников.
•
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1.
Коммуникация как кооперация
Показатели:
•
договариваться, находить общее решение;
•
аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
•
сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
•
устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Уровни сформированности: низкий — не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен, не предоставляет помощь;
средний — не всегда может договориться, не всегда может сохранить доброжелательность; предоставляет помощь только тем, с кем
контактирует во взаимодействии;
высокий — умеет договариваться, находить общее решение; умеет аргументировать свое предположение, убеждать и принимать
чужую точку зрения без агрессии; владеет адекватными методами выхода из конфликта; всегда готов предоставить помощь тем, с кем
контактирует во взаимодействии.
2.
Коммуникация как интериоризация
Показатели:
•
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
•
читать вслух и про себя тексты учебников, других источников, понимать прочитанное.
Уровни сформированности: низкий — молчит, может оформить свои мысли, читает, но не понимает прочитанного;
средний — читает и понимает смысл прочитанного с помощью наводящих вопросов; высказывает свое суждение по алгоритму
выполнения задания при активной помощи учителя (консультанта, тьютора, эксперта);
высокий — имеет богатый словарный запас и активно им пользуется, бегло читает, при этом усваивает материал; демонстрирует
обратную связь (пересказ, рассказ, устное монологическое ил и письменное высказывание).
3.
Коммуникация как интеракция
8
Показатели:
•
понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
•
уважать позиции других людей, отличные от собственной;
•
учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное.
Уровни сформированности: низкий — редко понимает и принимает позицию других, считает свое мнение единственно верным;
средний — понимает различные позиции других, проявляет доброжелательность частично, обратную связь демонстрирует не
системно;
высокий — различает и понимает различные позиции во взаимодействии, системно демонстрирует обратную связь и
доброжелательность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1.
Общеучебные универсальные действия
Показатели:
•
самостоятельно прогнозирует информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирает необходимые
источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
•
составляет сложный план текста;
•
сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
Уровни сформированности: низкий — самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с ним;
средний — выполняет задания самостоятельно, но допускает ошибки; выполняет задания репродуктивного характера;
высокий — выполняет задания самостоятельно.
2.
Логические учебные действия
Показатели:
•
анализирует, сравнивает, группирует различные объекты, явления, факты;
•
ориентируется в учебнике: определяет умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Уровни сформированности: низкий — логические связи устанавливать не может: недостаточно развита аналитико-синтетическая
деятельность; самостоятельно не может ориентироваться в учебнике: определять умения, которые в перспективе будут сформированы на
основе изучения данного раздела;
средний — логические связи устанавливает с трудом: допускает ошибки в обобщении, частично — в анализе и синтезе;
высокий — самостоятельно устанавливает логические связи, при этом сравнивает и группирует компоненты анализа и синтеза;
самостоятельно мыслит и ориентируется в учебнике.
3.
Постановка и решение проблем
Показатели:
•
самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, преобразовывает ее, представляет информацию на основе схем,
моделей, сообщений;
•
умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; планирует свою работу
9
Уровни сформированности:
низкий — не может самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на
основе схем, моделей, сообщений;
средний — делает выводы частично (фрагментарная самостоятельность), прибегает к консультативной помощи учителя, ученикаэксперта; высокий — делает выводы самостоятельно.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
1.
Самопознание и самоопределение
Показатель:
самооценка.
Уровни сформированности:
низкий — не умеет адекватно оценивать свои способности; самооценка ситуативна и зависит не только от оценки учителя, но и от
процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением;
средний — выполняет нормы школьной жизни, положительно относится с одноклассниками и учителям, интересуется процессом
учения;
высокий — адекватно оценивает себя как личность и свои способности, осознает способы поддержания своей самооценки.
2.
Смыслообразование
Показатель: мотивация.
Уровни сформированности:
низкий — частичная сформированность познавательных мотивов и интересов; сформированность социальных мотивов (чувство
долга, ответственность); склонность выполнять облегченные задания; ориентирование на внеурочную деятельность; слабое ориентирование
на процесс обучения;
средний — частичное установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; стремление к приобретению
новых знаний и умений по предметам, которые входят в круг любимых;
высокий — установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью; стремление к самоизменению:
приобретению новых знаний и умений; мотивация на высокий результат учебных достижений.
3.
Нравственно-этическая ориентация
Показатели:
•
представление о моральных нормах;
•
позитивный опыт осуществления личностного морального выбора;
•
умение принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.
Уровни сформированности: низкий — знает суть нравственных норм; не соотносит знание нравственных норм с мотивами
поведения; относится к нравственным нормам неопределенно;
средний — выражает активное положительное отношение к нравственным нормам, но проявляет в поведении недостаточно
10
устойчиво: частичная сформированность уровня развития моральных суждений, разовый опыт осуществления личностного морального
выбора; фрагментарное принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;
высокий — имеет устойчивое представление о моральных нормах, позитивный опыт осуществления личностного морального выбора;
принимает решения на основе соотнесения нескольких моральных норм.
11
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
5 класс
№
1
2
Содержание курса ВУД
Формы организации
Организационное занятие
Беседа
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Беседа
Выбор тем для проектной работы
Виды деятельности
Слушание объяснений учителя
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
3
Какова роль интонации в устной речи
Беседа
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
по
4
Почему с течением времени может измениться морфемный
состав слова
Игровая форма
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
по
5
6
Знакомство с этимологическими словарями
Строим слова
Групповая работа
Игровая форма
Работа с раздаточным материалом
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
7
О чем расскажут части слова
Исследовательская работа
8
Презентация творческой работы: «Выразительные средства
словообразования»
Проектная работа
9
Зачем нужно знать алфавит
Исследовательская работа
10
В чём секрет правописания морфем
Исследовательская работа
11
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Исследовательская работа
12
Коллективный
Проведение
исследовательского
эксперимента
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Проведение
исследовательского
эксперимента
Проведение
исследовательского
эксперимента
Проведение
исследовательского
эксперимента
Подготовка
и
представление
проект
по
представлению
одного Проектная работа
по
по
12
орфографического правила по выбору
одного Проектная работа
публичного выступления в виде
презентации
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Работа с раздаточным материалом
Работа с раздаточным материалом
Проведение
исследовательского
эксперимента
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
13
Коллективный
проект
по
представлению
орфографического правила по выбору
14
15
16
На какие группы делится словарный состав русского языка
О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях
Игра «Лексический марафон»
Словарная работа
Исследовательская работа
17
Знакомство с фразеологическими словарями
Викторина
18
Индивидуальные
проекты:
«Иллюстрирование Лингвистическое
фразеологизмов из художественных произведений»
иллюстрирование
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
19
20
Индивидуальные
проекты:
«Иллюстрирование Лингвистическое
фразеологизмов из художественных произведений»
иллюстрирование
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Исследовательская работа
21
Как отличать грамматические омонимы.
Инсценировка
22
Грамматике учиться всегда пригодится.
Инсценировка
23
Редактирование творческой работы
Игра «Я – редактор»
24
Правила речевого этикета.
Ролевая игра
25
Формулы речевого этикета.
Ролевая игра
26
Устная и письменная речь. Монолог, диалог, полилог
27
Понятие литературного языка
Оформление стенгазеты
«Монолог, диалог, полилог»
Групповая работа
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Проведение
исследовательского
эксперимента
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
по
13
28
2930
3132
33
34
Виды языковых норм
Исследование художественных текстов А.С. Пушкина, Н.В.
Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.
по выбору
Выдающиеся отечественные лингвисты
Лекция
Лабораторная работа «Анализ
текста»
Слушание объяснений учителя
Выполнение работ практикума
Составление буклета
Защита проектов
Проектная работа
Защита проектов. Мониторинг сформированности УУД
Защита проекта. Мониторинг
УУД
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
14
6 класс
№
1
2
Содержание курса ВУД
Организационное занятие
Через тернии к звездам. Построение индивидуального
маршрута восполнения проблемных зон
Формы организации
Беседа
Беседа
Виды деятельности
Слушание объяснений учителя
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
3
Эврика! Знакомство со структурой языка
Беседа
4
Творческая мастерская исследователя художественного
текста
Творческая лаборатория работы со словарями
Имена вещей
Игровая форма
В царстве смыслов много дорог. Знакомство с
многозначными словами и словами-омонимами
Выполнение индивидуального проекта: «Отличие
многозначных слов и слов-омонимов»
Беседа
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Работа с раздаточным материалом
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Работа с раздаточным материалом
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности
слова
Творческая мастерская исследователя по теме:
«Многозначность слова»
Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?
Беседа
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Работа с раздаточным материалом
Групповая работа
Работа с раздаточным материалом
Исследовательская работа
Коллективный проект по теме: «Исследование
художественных произведений С. Есенина, В.
Маяковского и др.»
Откуда катится каракатица, или О словарях, которые
рассказывают об истории слов
Об одном и том же разными словами. Творческая
мастерская работы с синонимами
Слова-антиподы. Составление тематических словариков
Проектная работа
Игра «Лексический марафон»
Проведение
исследовательского
эксперимента
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Проведение
исследовательского
эксперимента
Работа с раздаточным материалом
Словарная работа
Работа с раздаточным материалом
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Групповая работа
Игровая форма
Проектная работа
Исследовательская работа
по
по
по
по
15
16
антонимов
Ума палата, или О фразеологических оборотах
Групповая работа
Творческая лаборатория исследователя по теме:
«Лексические нормы употребления фразеологизмов в
речи»
Словари «чужих» слов
Игра «Лексический марафон»
«Он весь свободы торжество». Коллективный проект:
«Народная речь в произведениях А.С. Пушкина»
Мы говорим его стихами. Исследование произведений
Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
писателей по выбору.
Слова уходящие. Лексические, грамматические нормы
употребления историзмов, архаизмов в речи»
Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова
Проектная работа
Игра «Я – редактор»
27
Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и
письменной речи
Словарь-грамотей. Как научиться составлять словарную
статью?
Творческая лаборатория исследователя по теме:
«Словарная статья орфографического словаря»
Научная этимология. Творческая мастерская
исследователя по теме: «История происхождения слов»
Какие бывают имена?
28
2930
Древнерусские имена
Коллективный проект по теме: «История образования
древнерусских имен»
Лекция
Проектная работа
31
Отчество и фамилия. История происхождения отчеств и
фамилий в русском языке
Составление буклета
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Словарная работа
Исследовательская работа
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Работа с раздаточным материалом
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Проведение
исследовательского
эксперимента
Лекция
Слушание объяснений учителя
Языковая игра
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Проведение
исследовательского
эксперимента
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Слушание объяснений учителя
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
Составление словарной статьи
Исследовательская работа
Оформление стенгазеты
«История происхождения слов»
Групповая работа
16
32
33
34
Времена года. Творческая лаборатория исследователя по
теме: «Названия месяцев»
О том, что мы носим. Коллективный проект: «Названия
некоторых предметов одежды»
Языковая игра
Защита проектов. Мониторинг сформированности УУД
Защита проекта. Мониторинг
УУД
Проектная работа
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
17
7 класс
№
Содержание курса ВУД
1 Организационное занятие
2 Дорога к письменности. Славянский алфавит и его
особенности.
3 “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.
Формы организации
Беседа
Беседа
Беседа
Виды деятельности
Слушание объяснений учителя
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Работа с раздаточным материалом
по
по
4
Викторина по теме: «Алфавит вчера и сегодня»
Игровая форма
5
Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы
словарей.
Энциклопедические и лингвистические словари.
Групповая работа
Индивидуальный проект по теме: «Составление
словарной статьи»
Индивидуальный проект по теме: «Составление
словарной статьи»
Практическая работа с разными типами словарей
Из чего строятся слова? Строительная работа морфем
Практическая работа по анализу художественных
текстов.
Коллективный проект по теме: «Составление словарика
устаревших слов к художественному произведению по
выбору»
Коллективный проект по теме: «Составление словарика
устаревших слов к художественному произведению по
выбору»
Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в
карман!”. Гнезда родственных слов.
“Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные
корни.
Проектная работа
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Работа с раздаточным материалом
Проектная работа
Работа с раздаточным материалом
Исследовательская работа
Беседа
Исследовательская работа
Выполнение работ практикума
Слушание объяснений учителя
Выполнение работ практикума
Проектная работа
Игра «Лексический марафон»
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Работа с раздаточным материалом
Словарная работа
Работа с раздаточным материалом
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Игровая форма
Проектная работа
по
по
18
16 Исследовательская деятельность по теме:
«Заимствованные слова в нашем языке»
17 Исследовательская деятельность по теме:
«Заимствованные слова в нашем языке»
18 Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными
согласными.
19 Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка
пре-?
20 Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка
при- ?
21 Диктант-игра. Написание рассказа или изложения по
теме: “Гласные в приставках пре- и при-”
22 Индивидуальный проект по теме: «Происхождение
имѐн и прозвищ»
Исследовательская работа
23 Индивидуальный проект по теме: «Происхождение
имѐн и прозвищ»
Проектная работа
24 Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Ролевая игра
25 Практическая работа с фразеологическим словарем
Ролевая игра
26 Имя существительное. Несклоняемые имена
существительные.
Оформление стенгазеты
«Несклоняемые имена
существительные»
Проектная работа
27 Коллективный проект по теме: «Написание
лингвистических сказок»
28 Коллективный проект по теме: «Написание
лингвистических сказок»
29 Имя прилагательное. История имѐн прилагательных.
30 Из истории русской пунктуации. Появление знаков
препинания в русском языке. Тексты конца XV века
Исследовательская работа
Беседа
Групповая работа
Групповая работа
Диктант-игра
Проектная работа
Проектная работа
Лабораторная работа «Анализ
текста»
Составление буклета
Проведение
исследовательского
эксперимента
Проведение
исследовательского
эксперимента
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Отбор и сравнение материала по
нескольким источникам.
Выполнение работ практикума
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Выполнение работ практикума
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Отбор и сравнение материала
нескольким источникам.
Выполнение работ практикума
по
по
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей
19
31 Точка - самый ранний знак препинания. Появление и
функции запятой. Появление других знаков препинания
32 Викторина по теме: «Знаки препинания»
33 Защита проектов
Лекция
Слушание объяснений учителя
Викторина «Знаки препинания»
Проектная работа
34 Защита проектов. Мониторинг сформированности УУД
Защита проекта. Мониторинг УУД
Выполнение работ практикума
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
Подготовка
и
представление
публичного выступления в виде
презентации
20
8 класс
№
Содержание курса ВУД
1 Организационное занятие
2 Языкознание – удивительная наука.
Формы организации
Беседа
Беседа
3
Фонетика. Звуки и буквы
Беседа
4
5
6
Этимология. Работа с этимологическим словарем
Из истории письменности
Значение языка для жизни общества
Исследовательская работа
Групповая работа
Игровая форма
7
Презентация творческой работы
Проектная работа
8
Презентация творческой работы
Проектная работа
9
Лексикология. Исконно русские и заимствованные
слова
Лингвистические словари
Лингвистические словари
Викторина «Грамотеи»
Омонимы и многозначность
Явление синонимии в русском языке
Игра «Умники и умницы»
Русская фразеология
Словарная работа
10
11
12
13
14
15
16
17 Русская фразеология
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Групповая работа
Словарная работа
Игра «Лексический марафон»
Словарная работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
18 Индивидуальные проекты: «История появления Проектная работа
фразеологизмов»
19 Индивидуальные проекты: «История появления Проектная работа
фразеологизмов»
Виды деятельности
Слушание объяснений учителя
Отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Выполнение работ практикума
Работа с раздаточным материалом
Отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Подготовка и представление публичного
выступления в виде презентации
Подготовка и представление публичного
выступления в виде презентации
Выполнение работ практикума
Выполнение работ практикума
Выполнение работ практикума
Работа с раздаточным материалом
Работа с раздаточным материалом
Работа с раздаточным материалом
Проведение
исследовательского
эксперимента
Проведение
исследовательского
эксперимента
Подготовка и представление публичного
выступления в виде презентации
Подготовка и представление публичного
выступления в виде презентации
21
20 История происхождения имен и фамилий
21
22
23
24
Секреты географических названий
Орфоэпия
Пунктуация. История появления знаков препинания
Синтаксис.
25 Синтаксические нормы в словосочетаниях и
предложениях
26 Тропы и стилистические фигуры
27 Коллективный
проект
по
теме:
«Роль
изобразительно-выразительных
средств
синтаксиса»
28 Стили речи. Языковые особенности стилей речи
29 Стилистика русского языка
30 Стилистика русского языка
31 Исследование поэтических текстов
32 Выдающиеся отечественные лингвисты XX века
33 Защита проектов
34 Защита проектов. Мониторинг сформированности
УУД
Групповая работа
Беседа
Беседа
Групповая работа
Беседа
Ролевая игра
Групповая работа
Проектная работа
Отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Выполнение работ практикума
Выполнение работ практикума
Выполнение работ практикума
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Выполнение работ практикума
Отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Проектная работа
Слушание и анализ выступлений своих
товарищей.
Оформление
стенгазеты Выполнение работ практикума
«Стилистика русского языка»
Оформление
стенгазеты Выполнение работ практикума
«Стилистика русского языка»
Исследовательская работа
Проведение
исследовательского
эксперимента
Составление буклета
Отбор и сравнение материала по нескольким
источникам.
Проектная работа
Подготовка и представление публичного
выступления в виде презентации
Защита проекта. Мониторинг УУД Подготовка и представление публичного
выступления в виде презентации
22
Тематическое планирование
5 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Тема
Организационное занятие
Устная речь. Фонетика. Интонация.
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Выбор тем для проектной работы
Какова роль интонации в устной речи
Морфемика. Словообразование. Этимология.
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Знакомство с этимологическими словарями
Строим слова
О чем расскажут части слова
Презентация творческой работы: «Выразительные средства словообразования»
Письменная речь. Графика. Орфография. Пунктуация.
Зачем нужно знать алфавит
В чём секрет правописания морфем
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Коллективный проект по представлению одного орфографического правила по выбору
Коллективный проект по представлению одного орфографического правила по выбору
Лексика. Фразеология.
На какие группы делится словарный состав русского языка
О чём рассказывают фразеологизмы
Фразеология в художественных произведениях
Знакомство с фразеологическими словарями
Индивидуальные проекты: «Иллюстрирование фразеологизмов из художественных произведений»
Индивидуальные проекты: «Иллюстрирование фразеологизмов из художественных произведений»
Морфология. Синтаксис.
Учебная неделя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
23
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
Как отличать грамматические омонимы.
Грамматике учиться всегда пригодится.
Редактирование творческой работы
Речевой этикет
Правила речевого этикета.
Формулы речевого этикета.
Устная и письменная речь. Монолог, диалог, полилог
Нормы литературного языка
Понятие литературного языка
Виды языковых норм
Исследование художественных текстов А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П.
Чехова и др. по выбору
Исследование художественных текстов А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П.
Чехова и др. по выбору
Выдающиеся отечественные лингвисты
Выдающиеся отечественные лингвисты
Защита проектов
Защита проектов. Мониторинг сформированности УУД
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
24
6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Тема
Организационное занятие
«Ярмарка идей»
Через тернии к звездам. Построение индивидуального маршрута восполнения проблемных зон
Эврика! Знакомство со структурой языка
Творческая мастерская исследователя художественного текста
Творческая лаборатория работы со словарями
«Слово о словах»
Имена вещей
В царстве смыслов много дорог. Знакомство с многозначными словами и словами-омонимами
Выполнение индивидуального проекта: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов»
Приготовим многослойный пирог, или О многозначности слова
Творческая мастерская исследователя по теме: «Многозначность слова»
Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?
Коллективный проект по теме: «Исследование художественных произведений С. Есенина, В. Маяковского
и др.»
Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов
Об одном и том же разными словами. Творческая мастерская работы с синонимами
Слова-антиподы. Составление тематических словариков антонимов
Ума палата, или О фразеологических оборотах
Творческая лаборатория исследователя по теме: «Лексические нормы употребления фразеологизмов в
речи»
Словари «чужих» слов
«Он весь свободы торжество». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина»
Мы говорим его стихами. Исследование произведений Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других
писателей по выбору.
Слова уходящие. Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи»
Паронимы, или «Ошибкоопасные» слова
Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи
Словарь-грамотей. Как научиться составлять словарную статью?
Учебная неделя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Творческая лаборатория исследователя по теме: «Словарная статья орфографического словаря»
«Что в имени тебе моем…»
Научная этимология. Творческая мастерская исследователя по теме: «История происхождения слов»
Какие бывают имена?
Древнерусские имена
Коллективный проект по теме: «История образования древнерусских имен»
Отчество и фамилия. История происхождения отчеств и фамилий в русском языке
Времена года. Творческая лаборатория исследователя по теме: «Названия месяцев»
О том, что мы носим. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды»
Защита проектов
Защита проектов. Мониторинг сформированности УУД
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
26
7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема
Организационное занятие
Появление письменности
Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности.
“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке.
Викторина по теме: «Алфавит вчера и сегодня»
Какие бывают словари?
Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей.
Энциклопедические и лингвистические словари.
Индивидуальный проект по теме: «Составление словарной статьи»
Индивидуальный проект по теме: «Составление словарной статьи»
Практическая работа с разными типами словарей
Из чего состоят слова?
Из чего строятся слова? Строительная работа морфем
Практическая работа по анализу художественных текстов.
Коллективный проект по теме: «Составление словарика устаревших слов к художественному произведению
по выбору»
Коллективный проект по теме: «Составление словарика устаревших слов к художественному произведению
по выбору»
Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Гнезда родственных слов.
“Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни.
Исследовательская деятельность по теме: «Заимствованные слова в нашем языке»
Исследовательская деятельность по теме: «Заимствованные слова в нашем языке»
Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными.
Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-?
Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ?
Диктант-игра. Написание рассказа или изложения по теме: “Гласные в приставках пре- и при-”
«Что в имени тебе моем?»
Индивидуальный проект по теме: «Происхождение имѐн и прозвищ»
Индивидуальный проект по теме: «Происхождение имѐн и прозвищ»
Учебная неделя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
27
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Загадочная фразеология
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Практическая работа с фразеологическим словарем
Имена существительные и прилагательные
Имя существительное. Несклоняемые имена существительные.
Коллективный проект по теме: «Написание лингвистических сказок»
Коллективный проект по теме: «Написание лингвистических сказок»
Имя прилагательное. История имѐн прилагательных.
История появления русской пунктуации
Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века
Точка - самый ранний знак препинания. Появление и функции запятой. Появление других знаков
препинания
Викторина по теме: «Знаки препинания»
Защита проектов
Защита проектов. Мониторинг сформированности УУД
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
28
8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема
Введение в курс
Организационное занятие
Языкознание – удивительная наука.
Откуда произошел язык?
Этимология. Работа с этимологическим словарем
Из истории письменности
Значение языка для жизни общества
Презентация творческой работы
Презентация творческой работы
Звуковая жизнь слова
Фонетика. Звуки и буквы
Сила слова
Лексикология. Исконно русские и заимствованные слова
Лингвистические словари
Лингвистические словари
Викторина «Грамотеи»
Омонимы и многозначность
Явление синонимии в русском языке
Игра «Умники и умницы»
Богатство русского языка
Русская фразеология
Русская фразеология
Индивидуальные проекты: «История появления фразеологизмов»
Индивидуальные проекты: «История появления фразеологизмов»
Своеобразие имен и фамилий
История происхождения имен и фамилий
Топонимика родного края
Секреты географических названий
Речь и культура общения
Учебная неделя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
29
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Орфоэпия
Пунктуация. История появления знаков препинания
Зачем нужен синтаксис?
Синтаксис.
Синтаксические нормы в словосочетаниях и предложениях
Выразительные средства языка
Тропы и стилистические фигуры
Коллективный проект по теме: «Роль изобразительно-выразительных средств синтаксиса»
Что такое стили речи?
Стили речи. Языковые особенности стилей речи
Стилистика русского языка
Стилистика русского языка
Исследование поэтических текстов
Выдающиеся отечественные лингвисты XX века
Защита проектов
Защита проектов. Мониторинг сформированности УУД
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
30
Список информационных источников
1.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А.
Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
3.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно -эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621–10).
5.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению
общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного
общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
6.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
7.
Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.
8.
Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
9.
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего
образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
10.
Федеральная целевая программа развития образования на2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/press/news/8286
11.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
12.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».
13.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для
учителя / Под ред. А.Г. Асмо- лова. М.: Просвещение, 2010.
14.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
31
Список информационных образовательных ресурсов
1. http://uchitel-slovesnik.ru/
2. http://www.gramota.ru/
3. http://therules.ru/
4. https://best-language.ru/
5. http://gramma.ru/
6. http://oskazkax.ru/read/lingvist
7. http://ped-kopilka.ru/
8. http://dic.academic.ru/
9. http://www.ruscorpora.ru/
10. http://www.school.edu.ru/
32