Рабочая программа школа русского языка НОО СОО

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее
Программа) “Школа русского языка” имеет социально-педагогическую
направленность. По уровню освоения программа является ознакомительной.
Программа индивидуально-групповых занятий по развитию устной русской
речи составлена для детей мигрантов, обучающихся первый год в российской
школе. Программа предполагает два направления деятельности: формирование
речевой потребности ребенка (потребности общаться со сверстниками,
учителями и др.) и приспособление к такому общению. Занятия по развитию
речи призваны вооружить ребенка эффективными средствами речевого
общения: умением понимать русскую речь; умением правильно говорить на
русском языке; умением выражать свои мысли, желания, планировать
совместную деятельность, решать конфликтные ситуации; умением
использовать речевые средства для самовыражения, творчества, самоанализа;
способностью слушать и понимать других; умением использовать речевые игры
для организации своего досуга.
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от

29.12.2012);
- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.

(постановление Правительства Российской Федерации от 26декабря 2017г.
№ 1642);
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р «Об утверждении

Концепции развития дополнительного образования детей»;
-

Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 N 533 “О внесении изменений в

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”;
- Приказ Минпросвещения РФ от 5.09.2019 N 470 “О внесении изменений в

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”;

2

-

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования

детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 05.05.2018 №298н);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября

2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам...»;
- Локальные акты МАОУ СОШ № 98: Устав, Учебный план, Правила

внутреннего трудового распорядка, инструкции по технике безопасности.
При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность,
доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к
сложному. Программа опирается на лингвистические и методические работы
последних лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт
зарубежных стран по обучению детей мигрантов государственному языку.

С

учетом приоритета коммуникативной направленности главная задача этой учебной
программы - формирование у детей навыков активного и психологически
свободного общения на русском языке и умения ориентироваться в меняющейся
языковой ситуации.
Актуальность: В школы Российской Федерации поступает большое
количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья. Для
данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по
российским образовательным программам и учебникам, представляет огромную
трудность. Как правило, такие дети не только слабо владеют русским языком, но и

3

плохо понимают или почти не понимают речь учителя. К сожалению, проблема
плохого знания русского языка не единственная. Не менее сложно протекает
социальная и психологическая адаптация обучающихся к новой культуре,
традициям и обычаям, ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.
Цели программы:

создать условия для адаптации обучающихся в новой

языковой среде.
Основные задачи:
1.Обучающие (формирование языковой и коммуникативно-речевой
компетенций):
− изучение и систематизация лексики, необходимой ребенку для
повседневного

общения,

ориентации

в

городе,

городских

учреждениях, транспорте;
− знакомство с речевым этикетом и нормами поведения;
− знакомство с некоторыми грамматическими категориями русского
языка;
− работа над произношением, интонацией, техникой чтения;
− отработка навыков и умений работы с печатным и устным
адаптированным текстом.
2. Развивающие (развитие речевых способностей

и психических

функций, связанных с речевой деятельностью):
− развитие навыков продуцирования и восприятия речи;
−

развитие

различения;

фонематического
−

развитие

слуха

и

внимания

и

восприятия.
3. Воспитывающие (формирование социокультурной компетенции):

4

− воспитание толерантности и эмпатии по отношению к носителям
инокультурных ценностей.
Условия набора
Программа ориентирована на обучающихся от 8 до 15 лет, не владеющих
или слабо владеющих русской разговорной речью. Программа рассчитана на 1 год
обучения.

Наполняемость группы от 3 до 10 человек.

Режим реализации:
Годовая программа обучения рассчитана на 68 ч. в год. Занятия проходят 2
раза в неделю (2 академических часа в неделю, 34 учебные недели).
Формы организации обучения:
Обучение по программе предполагает, как групповые занятия в малой группе,
так и индивидуальные.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 часа в неделю
№
п.п.

Название темы

Количество часов
Практика
Всего Теория

Формы аттестации и
контроля

1.
2.

Вводное занятие.
Школа. Я в классе. Я в
школе.

1
4

0
2

1
2

Текущий. Устный опрос.
Текущий. Устный опрос.
Кроссворд. Аудирование.

3.

Играю/общаюсь с друзьями. 5
Мои игрушки/ мои
увлечения
Мой дом. Моя семья, 4
родственники. Где я живу.

2

3

Текущий. Устный опрос.
Кроссворд. Аудирование.

2

2

Текущий. Устный опрос.
Аудирование.

5.

Мой день. В школе и дома. 4
Мой распорядок дня.

2

2

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант. Игра. Аудирование.

6.

Человек. Внешность.
Профессии.

5

2

3

7.

Человек. Части тела.

4

2

2

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант. Игра.
Аудирование. Письменная
работа.
Текущий. Устный опрос.
Кроссворд.

4.

5

8.

Время года. Особенности. 4
Что мы носим (сезонная
одежда).

2

2

Текущий.
Устный
Диктант.Игра.
Аудирование.

9.

Животный мир. Домашние 5
и
дикие
животные.
Животные и их детёныши.

3

2

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант..
Кроссворд.
Аудирование.

10.

Растительный мир. Дикие и 5
культурные растения. Что
где растёт.

3

2

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант. Письменная работа.
Кроссворд. Аудирование.

11.

Питание. Я за столом. Что и 4
когда мы едим.

2

2

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант. Игра. Аудирование.

12.

В магазине. Что где купить?

4

2

2

Текущий.
Устный
Диктант. Письменная
Игра. Аудирование.

13.

Праздники. Праздники в
школе.

4

2

2

14.

Город. Я на улице.
Транспорт

4

2

2

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная работа.
Аудирование.
Текущий.
Устный
опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная работа. Кроссворд.
Аудирование.

15.

Форма. Цвет. Что из чего
сделано .

5

2

3

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная работа.
Аудирование.

16

Мир вокруг меня.

5

2

3

Текущий.
Устный
опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная работа. Кроссворд.
Аудирование

15.

Итоговое занятие.

1

0

1

Промежуточный. Собеседование.

68

32

36

Всего часов:

опрос.

опрос.
работа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел I. Школа. Я в классе. Я в школе. 4 часа.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения.
ИК-1. Порядок слов в предложении.
Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Буквы А, О, У, Э, Ы под ударением и
без ударения. Единственное и множественное число существительных.

6

Ритмика односложных слов.
Раздел II. Играю /общаюсь с друзьями. Мои игрушки/
мои увлечения. 5 часов.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения.
ИК-1. Порядок слов в предложении.
Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Буквы А, О, У, Э, Ы под ударением и
без ударения. Падежные формы существительных. Местоимение. Согласование
местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимениям.
Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений чей,
чья, мой, моя.
Ритмика односложных слов.
Раздел III.Мой дом. Моя семья, родственники. Где я живу. 4 часов.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения. Звонкие и глухие
согласные. Оглушение парных согласных на конце слова.
Ритмика двусложных слов.
Словообразование уменьшительно-ласкательных
существительных с продуктивным суффиксом -икРаздел IV. Мой день. В школе и дома. Мой распорядок дня. 4 часов
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения. Е, Ё, Ю, Я, И после
согласного под ударением и без ударения.
Ритмика трёхсложных слов.
Словообразование
уменьшительно-ласкательных
существительных
с
использованием суффикса -чик-.
Раздел V. Человек. Внешность. Профессии. 5час
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения.
ИК-2. Порядок слов в предложении.
Произношение И, Э в начале слова. Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак в
середине слова между согласными.
Ритмика многосложных слов.
Словообразование существительных женского и среднего рода
Род имён существительных. Исключения.

7

Раздел VI. Человек. Части тела. 4 часа
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм
поведения. Ударение в именах существительных мужского
рода.
Мягкий и твёрдый знак перед Е, Ё, Ю, Я в середине слова.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц мужского
и женского рода. Род имён существительных. Различение среднего и
женского рода. Слова на -арь-, -тель, ость-.
Раздел VII. Время года. Особенности. Что мы носим (сезонная одежда).4
часа.
Изучение новой общеупотребительной лексики. Й на конце слова.
Словообразование
существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк-,
-ичк-. Знакомство со словами, обозначающими признаки. Подбор признаков к
предметам. Составление словосочетаний
Раздел VIII. Животный мир. Домашние и дикие животные. Животные и их
детёныши. 5 часов.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения. Ударение в именах
существительных мужского рода.
Й в начале слова. Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласного. Словообразование
существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-,-еньк-.
Род имён существительных. Слова на -ч-, -чь-, щ-, -щь-, ш-, -шь-, ж-, -жь-.
Раздел IX. Растительный мир. Дикие и культурные растения. Что где растёт.
5часов.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения.
ИК-3. Порядок слов в предложении.
Ударение в именах существительных женского рода.
Произношение сочетаний согласных.
Образование названий детёнышей животных и птиц. Род имён существительных
общего рода, не имеющих рода. Род имён существительных на -Ь-. Образование
слов-действий от звукоподражаний типа «мяу»-мяукает, «му»-мычит.
Подбор слов-предметов к словам-действиям. Активизация словарного запаса в
рамках лексической темы «Домашние и дикие животные».
Раздел X. Питание. Я за столом. Что и когда мы едим. 4 часа.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения. Ударение в именах
существительных женского рода.
Оглушение и озвончение парных согласных.

8

Образование существительных с суффиксом -ушк-, -ышк-. Множественное число
имён существительных.
Раздел XI. В магазине. Что где купить? 4 часа.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм
поведения.
ИК-4. Порядок слов в предложении.
Ударение в именах существительных женского рода.
Алфавит в повседневной жизни. Образование существительных женского рода
с помощью суффикса иц-.
Образование существительных мужского и среднего рода с
помощью суффикса -ец-.
Образование существительных женского и среднего рода с помощью
суффикса -ц-.
Раздел XII. Праздники. Праздники в школе. 4 часа.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения. Ударение в именах
существительных среднего рода.
Алфавит в повседневной жизни. Образование притяжательных прилагательных.
Притяжательные местоимения. Согласование имён существительных с
притяжательными местоимениями в именительном падеже.
Раздел XIII. Город. Я на улице. Транспорт. 4 часа.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения.
ИК-5. Порядок слов в предложении.
Ударение в именах существительных среднего рода.
Имя прилагательное.
Образование качественных и относительных прилагательных. Согласование имён
существительных с именами прилагательными в именительном падеже
Определения грамматических признаков имени существительного и
прилагательного.
Раздел XIV. Форма. Цвет. Что из чего сделано . 5часов
Изучение новой общеупотребительной лексики.
Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения. Ударение в именах
существительных среднего рода.
Образование
относительных прилагательных.
Глагол. Подбор слов-предметов к словам-действиям
Раздел XV. Мир вокруг меня. 5 часов.
Изучение новой общеупотребительной лексики.
9

Изучение некоторых норм речевого этикета и норм поведения.
Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов.
Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в
числе. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти.
Формирование практических навыков словоизменения. Согласование
существительных мужского и женского рода с числительными один, одна.
Составление предложений из двух и более слов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
По окончании курса ребёнок должен:
знать:
− типовые фразы общения, некоторые нормы речевого этикета и
правила поведения;
− базовую общеупотребительную лексику в рамках необходимой для
данного курса тематики;
− некоторые правила и нормы чтения по русскому языку;
− некоторые правила написания слов и оформления предложения на
письме;
− русский алфавит; соотношение звуков и букв, гласные и согласные
звуки;
− основные части речи русского языка;
− отдельные словообразовательные модели существительных;
− грамматические категории имён существительных;
−

особенности

словорасположения

в

словосочетаниях

при

нейтральном порядке слов в предложении;
−

структуру

и

интонирование

простых

повествовательных/вопросительных предложений;

10

−

структуру

и

интонирование

отрицательных

предложений,

восклицательных и невосклицательных;
− некоторые культурные особенности носителей языка, их нормы
поведения и этикета.
уметь:
−

понимать

высказывания

собеседника,

определять

его

коммуникативные намерения в ограниченном числе речевых
ситуаций;
− адекватно реагировать на реплики собеседника, инициировать
диалог и выражать коммуникативные намерения в минимальном
наборе речевых ситуаций;
− выстраивать высказывание в соответствии с особенностями
словорасположения в словосочетаниях при нейтральном порядке
слов в предложении;
− адекватно использовать типовые фразы общения, некоторые нормы
речевого этикета и правила поведения в процессе общения:


вступать

в

коммуникацию,

знакомиться

с

кем-либо,

здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить,
извиняться, отвечать на благодарность и извинения, просить
повторить, переспрашивать.


задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице,

предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета; о
количестве предметов, их качестве и принадлежности;


выражать намерение, согласие или несогласие, отказ;



реализовывать

самые

необходимые

коммуникативные

намерения в следующих ситуациях общения: в школе; с

11

друзьями; в магазине, в киоске, на почте, в буфете, в кафе, в
столовой; в библиотеке; на занятиях; на улицах города, в
транспорте; у врача, в аптеке.
− в рамках изученных тем сознательно и правильно читать слова,
словосочетания, предложения и элементарные тексты;
− делить предложение на слова, а слова на слоги;
− различать в потоке речи отдельные звуки, слоги, слова,
словосочетания и предложения; определять тему текста; понимать
его основную идею;
−

понимать

на

слух

информацию,

содержащуюся

как

в

монологической, так и диалогической речи.
− отвечать на ключевые вопросы по содержанию услышанного или
прочитанного текста;
− ставить ключевые вопросы по содержанию услышанного или
прочитанного текста;
− различать звуки и буквы; различать твёрдые и мягкие, звонкие и
глухие согласные; выделять редуцированные гласные; применять
правила произношения и интонирования;
−

пользоваться

русским

алфавитом

на

основе

знания

последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках;
− образовывать и употреблять отдельные словообразовательные
модели существительных и прилагательных;
− находить чередования в структуре слова;

12

− находить местоимения в тексте и пользоваться ими в речи в
соответствии с нормами этикета;
− распознавать числительные, глаголы, имена прилагательные в
тексте;
− образовывать некоторые глагольные формы;
− использовать в речи некоторые союзы;
− использовать в речи синтагматическое членение предложения;
− использовать в речи простые повествовательные/вопросительные
предложения;
− употреблять как двусоставные, так и односоставные предложения;
− употреблять отрицательные предложения, восклицательные и
невосклицательные;
− пользоваться знаниями об обществе, правилах и способах
поведения в нём в повседневной жизни.
Владеть навыками:
−

элементарного

подготовленного

и

неподготовленного

монологического/диалогического высказывания;
− использования в речи базовой общеупотребительной лексики в
рамках необходимой для данного курса тематики;
− использования типовых фраз общения, некоторых норм речевого
этикета и правил поведения в процессе общения;
− понимания услышанной и прочитанной информации;
− построения высказывания в соответствии с предложенной темой с
опорой на картинки или без неё;
− чтения, понимания и анализа элементарного текста.

13

− списывания, письма под диктовку в соответствии с изученными
правилами;
− звукобуквенного анализа;
− использования интонационных конструкций в речи;
− пользования русским алфавитом в повседневной жизни;
− распознавания отдельных словообразовательных моделей;
− применения знаний о чередовании в составе слова;
−
употребления
существительного;

в

речи

некоторых

категорий

имени

− употребления местоимений в речи в соответствии с нормами
этикета;
− распознавания числительных, глаголов, имён прилагательных в
тексте;
− образования некоторых глагольных форм;
− использования в речи некоторых союзов;
− употребления в речи некоторых типов простых предложений;
− использования в речи предложений по типу высказывания;
− употребления отрицательных предложений;
− правильного применения восклицательных конструкций;
− выстраивания элементарного высказывания в соответствии с
особенностями словорасположения в словосочетаниях при
нейтральном порядке слов в предложении;
− использования знаний об обществе, правилах и способах поведения
в нём в повседневной жизни.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Оценочные материалы первичной диагностики

14

Задания

первичной

диагностики,

а

также

индивидуальная

диагностическая карта ребёнка представлены в Приложении №2 и в
Приложении №3.
2. Оценочные материалы входящего и итогового контроля
Данные материалы, их критерии и система оценки представлены в
Приложении №4, бланк для ответов учащегося представлен в
Приложении №5, индивидуальная карта ребёнка представлена в
Приложении №6.
При оценивании успехов конкретного ребёнка учитываются следующие
факторы, влияющие на достижение результата:


учебная посещаемость, под которой понимается систему
присутствия

учащихся

на

занятиях

в

целях

усвоения

образовательной программы;


уровень владения русским языком родителями;



возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем лучше происходит
усвоение второго языка).

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы контроля: первичная диагностика, входящий, текущий,
итоговый.
Прежде всего, каждый будущий ученик должен пройти так называемую
первичную диагностику, результаты которой станут начальной точкой
отсчёта социально-языковой адаптации ребёнка, а также послужат
составлением индивидуального учебного плана.

15

Входящий контроль проводится на первом занятии. Он является
показателем актуальных знаний и умений обучающихся в рамках тем
предстоящего курса. Задания входящего контроля идентичны заданиям
итогового контроля.
Итоговый контроль (итоговая диагностика) проверяет
сформированность социальных и языковых умений и навыков. Он
является показателем результатов обучения за достаточно большой
промежуток учебного времени, он позволяет определить не только
уровень знаний, умений и навыков учащегося, но и эффективность
программы в целом.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке с целью проверки
понимания и усвоения конкретного учебного материала. Он проводится в
следующих формах: устный опрос, диктант, письменная контрольная
работа, игра, аудирование, кроссворд.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Каленкова О.Н. Учебно-методический комплект «Уроки русской
речи».
В двух частях / Каленкова О.Н., Шатилова И.Е. // М.: Этносфера. –
2007. 25. Каленкова О. Методические материалы для тестирования
детей-инофонов

по

русскому

языку//

О.

Каленкова,

Т.

Феоктистова. – М.: Этносфера. – 2009.
 комплект цветных карточек и иллюстраций к разделу «Лексика»;
 материалы по оценке достижений речевого развития учащегосяинофона;
 аудиозаписи;
 книги, наглядные пособия, плакаты, раздаточный материал по
темам.

16

материально-техническое обеспечение:
 Оборудованный кабинет;
 классная магнитная доска с набором приспособлений для
крепления таблиц, постеров и картинок; маркеры, салфетки;
 персональный компьютер, принтер, колонки;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Акишина А. А. Русский речевой этикет / Акишина А. А.,
Форнановская Н. И.// М.: «Русский язык». – 1933. – 181 с.
2. Акишина А.А. Русский язык в играх: Учебное пособие
(методическое описание и раздаточный материал)/ Акишина А.А.
// М.: Русский язык: Курсы. – 2012
3. Акишина А.А. Сто русских пословиц. Пособие-игра по развитию
русской речи. / Акишина А.А., Ямаути М. // М.: Русский язык:
Курсы. – 2012 4. Акишина А. А. Учимся учить: Для преподавателя
17

русского языка как иностранного / Акишина А. А., Каган О. Е. // М.:
Русский язык. Курсы, 2002. – 256 с.
4. Андрюшина Н.П. Лексический минимум по русскому языку как
иностранному.

Базовый

уровень.

Общее

владение

/

Н.П.

Андрюшина, Т.В. Козлова // СПб: Златоуст, 2015. – 116 с.
5. Аникина М.Н. Лестница. Учебник-книга по русскому языку.
Начинаем изучать русский язык / Аникина М.Н. // М.: Русский язык
- Медиа. – 2005. – 261 с.
6. Безрукова О.А. Картинки для фонетических упражнений / О.А.
Безрукова, Н.Ю. Григоренко // М.: Русская речь. – 2011
7. Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении:
учебно-демонстрационный материал / Новикова Е.В. // Гном и Д. –
2010
8. Беляева Г.В. Слушайте. Спрашивайте. Отвечайте / Беляева Г.В.,
Горская Е.И., Еремина Л.И., Луцкая Н.Э.// М.: ««Русский язык». –
2004. – 148 с. 14. Бердичевский А.Л. Как преподавать русский язык
двуязычным детям / Бердичевский А.Л., Никитенко З.Н., Хамраева
Е.А. // М.: Фонд "Русский мир". – 2015. – 239 с.
9. Какорина Е.В. Русский язык: от ступени к ступени. В шести
книгах. – Изд. 2-е, перераб. и дополн / Какорина Е.В., Костылёва
Л.В., Савченко Т.В., Синёва О.В., Шорина Т.А. // М.: ГАОУ ВПО
МИОО – Этносфера. – 2014.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
1. Каленкова О.Н. Учебно-методический комплект «Уроки русской
речи».
18

В двух частях / Каленкова О.Н., Шатилова И.Е. // М.: Этносфера. –
2007. 25. Каленкова О. Методические материалы для тестирования
детей-инофонов

по

русскому

языку//

О.

Каленкова,

Т.

Феоктистова. – М.: Этносфера. – 2009.
2. Каленкова О.Н. Уроки русской речи. В двух частях / Каленкова О.Н.,
Шатилова И.Е. // М.: Этносфера. – 2007.
3. Русский язык в картинках. В 2-х частях. 8-е изд. / Баранников И.В.,
Варковицкая Л.А. // М.: Просвещение. – 1990.
4. Каленкова О.Н. Учимся в русской школе. Учебно-методический
комплект для детей младшего школьного возраста, слабо владеющих
русским языком (в 4-х книгах) / О.Н.Каленкова, Т.Л.Феоктистова,
Е.В.Менчик // М.: Этносфера. – 2007.
5.

Малышев Г.Г. Русская грамматика в картинках для начинающих /
Малышев Г.Г. // СПб: Златоуст. – 2017. – 304с

6.

Мелех И.Г. Русские надежи. Сборник упражнений / Мелех И.Г.
Баранова И.И. // СПб.: Изд-во политех. ун-та. – 2005. – 264 с.

7.

Муханов

И.Л.

Русская

интонация:

Учебное

пособие

для

иностранных учащихся / И.Л. Муханов // М.: Русский язык. ― 2015. ―
216 с.
8.

Найдина Т.Е. Живой русский язык. Слушаем и понимаем

бытовые разговоры и объявления: учебное пособие по РКИ. В 3-х
книгах + CD / Найдина Т.Е., Политова Л.В., Полякова Е.К. // СПб.:
Златоуст. – 2018
9.

Чубарова

О.Э.

«Шкатулочка»:

пособие

по

чтению

для

иностранцев, изучающих русский язык (элементарный уровень) /М. Н.
Баринцева, И. И. Жабоклицкая, И. В. Курлова // М.: «Русский язык» . –
2017. – 143 с.

19

10.

Хавронина С.А. Русский язык в упражнениях / Хавронина С.А.,

Широченская А.И. // М.: «Русский язык» . – 1975. – 236 с.
11.

Л.И. Булгакова, И.В. Захаренко, В.В. Красных. Мои друзья

падежи. - М.: Русский язык. Курсы, 2014.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Школа русского языка»
на 2024-2025 учебный год
Год обучения: первый
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 академическому часу
Место проведения занятий: МАОУ СОШ № 98, кабинет № 37
№
п.п.

Название темы

1.

Вводное занятие.

2.

Школа. Я в классе. Я в
школе.

3.

Срок
реализации

Форма
занятия

Количество
часов

Формы аттестации и
контроля

Сентябрь
1 неделя
Сентябрь
2- 3 неделя

Учебное занятие

1

Текущий. Устный опрос.

Учебное занятие

4

Текущий. Устный опрос.
Кроссворд. Аудирование.

Играю/общаюсь с
друзьями. Мои
игрушки/ увлечения.
Мой дом. Моя семья,
родственники. Где я
живу.
Мой день. В школе и
дома. Мой распорядок
дня.
Человек.
Внешность.
Профессии.

Сентябрьоктябрь 3-5
неделя
Октябрь
6-7 неделя

Учебное занятие

5

Текущий. Устный опрос.
Кроссворд. Аудирование.

Учебное занятие

4

Текущий. Устный опрос.
Диктант. Аудирование.

ОктябрьНоябрь
8-9 неделя
Ноябрь
10-12неделя

Учебное занятие

4

Учебное занятие

5

7.

Человек. Части тела.

НоябрьДекабрь
12-14 неделя

Учебное занятие

4

Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Игра.
Аудирование.
Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Аудирование.
Текущий. Устный опрос.
Кроссворд.

8.

Время
года.
Особенности. Что мы
носим
(сезонная
одежда).

Декабрь
14-16
неделя

Учебное занятие

4

Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Аудирование.

9.

Животный
мир.
Домашние и дикие
животные. Животные
и их детёныши.

Январь
16-18неделя

Учебное занятие

5

Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Кроссворд. Аудирование.

10.

Растительный мир.
Дикие и культурные
растения. Что где
растёт.
Питание. Я за столом.
Что и когда мы едим.

Январьфевраль
19-21
неделя
Февраль
21-23
неделя

Учебное занятие

5

Учебное занятие

4

Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Кроссворд. Аудирование.
Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Игра.
Аудирование.

4.
5.
6.

11.

21

12.

В магазине. Что где
купить?

13.

Учебное занятие

4

Праздники. Праздники Март-Апрель
в школе.
25-27

Учебное занятие

4

14.

Город. Я на улице.
Транспорт

Учебное занятие

4

Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Кроссворд. Аудирование.

15

Форма. Цвет. Что из Апрель –Май Учебное занятие
29-31 неделя
чего сделано .

5

16

Мир вокруг меня.

Май
32-34неделя

Учебное занятие

5

Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная работа.
Аудирование.
Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Кроссворд. Аудирование

17.

Итоговое занятие.

Май
34 неделя

Учебное занятие

1

Всего часов:

ФевральМарт
23-25
неделя

Апрель
27-29 неделя

Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Игра.
Аудирование.
Текущий. Устный опрос.
Диктант.
Письменная
контрольная
работа.
Аудирование.

Промежуточный.
Собеседование.

68

22

ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Данный тест направлен на определение сформированности умений и навыков в
разных видах речевой деятельности по восьми направлениям:
1) умения и навыки устного диалогического общения;
2) уровень понимания звучащей речи;
3) знание общеупотребительной лексики;
4) состояние связной речи;
5) состояние грамматического строя речи;
6) уровень сформированности речевых навыков и умений при чтении;
7) уровень сформированности письменных навыков и умений; 8) звуковое
оформление речи.
I. Раздел «Умения и навыки устного диалогического общения» состоит из трёх
подразделов:
1.

Умение вступать в диалог и отвечать на элементарные вопросы, связанные с

биографическими данными ребенка. Этот подраздел проверяется в самом начале
диагностики. Педагог задаёт ребёнку вопросы. Ответы на эти вопросы уже могут
помочь в определении уровня учащегося, так как ребенок иногда не в состоянии
ответить на самые элементарные вопросы, что свидетельствует о «нулевом»
уровне владения русским языком, и дальнейшее тестирование во многих случаях
проводить не стоит. Задание выполняется без подготовки.
Предлагаемые вопросы:
> Как тебя зовут?
> Сколько тебе лет?
> У тебя большая семья?
> Как зовут маму, папу, брата, сестру, тетю и т.д.?
> Кем работает твой папа? А мама?
> У тебя много друзей? Во что ты с ними любишь играть?
Максимальный балл за задание - 3 баллов. Оценивается не каждый ответ, а
совокупность всех ответов ученика.
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0

23

Свободно вступает в
В диалог вступает
В диалог вступает
В диалог не
диалог, без затруднений свободно. Отвечает неуверенно. Отвечает вступает
отвечает на вопросы,
практически на все лишь на некоторые
связанные с
вопросы. Ответы
вопросы. Даёт
биографическими
преобладают одно- односложные ответы
данными. Даёт
развёрнутые ответы.
сложные.
на вопросы.
2. Умение общаться в форме диалогического высказывания: просить повторить
вопрос; задавать вопрос; сообщать о событии, его месте, причине; выражать
желание, просьбу, приглашение, согласие или отказ. Этот подраздел проверяется
на протяжении всей диагностики. Оценивается не конкретный ответ, а
коммуникативное поведение ученика в целом.
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Умеет общаться в форме Пытается общаться С ошибками,
В диалог не
диалогического
в форме
мешающими
вступает
высказывания. При
диалогического
восприятию речи,
необходимости задаёт
высказывания. С
задаёт вопросы,
вопросы, выражает свои ошибками, не
выражает свои
желания, даёт согласие
мешающими
желания, сообщает о
или отказ, сообщает о
восприятию речи,
событиях. Выражает
событиях, действиях.
задаёт вопросы,
согласие или отказ, а
выражает свои
также необходимость
желания, даёт
повторить вопрос
согласие или отказ, невербально.
сообщает о
событиях,
действиях.
3. Использование общепринятых социально обусловленныхх норм речевого
этикета, характерных для диалогической речи (приветствие/прощание,
знакомство, благодарность, извинения). Этот подраздел проверяется на
протяжении всей диагностики. Оценивается не конкретный ответ, а
коммуникативное поведение ученика в целом.
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Умеет общаться в форме Пытается общаться С ошибками,
В диалог не
диалогического
в форме
мешающими
вступает. Ученик
высказывания. При
диалогического
восприятию речи,
молчит или
необходимости задаёт
высказывания. С
задаёт вопросы,
отвечает на
вопросы, выражает свои ошибками, не
выражает свои
родном языке
желания, даёт согласие
мешающими
желания, сообщает о
или отказ, сообщает о
восприятию речи,
событиях. Выражает
событиях, действиях.
задаёт вопросы,
согласие или отказ, а
выражает свои
также необходимость
желания, даёт
повторить вопрос
согласие или отказ, невербально.
сообщает о
событиях,

24

действиях.

II. Раздел «Знание общеупотребительной лексики» направлен на исследование
состояния лексического запаса школьника с опорой на картинки и состоит из трёх
подразделов:
1. Знание общеупотребительных слов с конкретным значением (предметный
словарь).
Умение обобщать. Проверяется знание общеупотребительных слов с конкретным
значением (предметный словарь). Учащемуся необходимо назвать предметы,
указанные на картинках, ответив на вопрос учителя «Что это?».

25

Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Называет все
Называет не меньше
Называет меньше
Самостоятельно не
предметы,
половины предметов, половины предметов, называет ни одного
представленные на изображённых на
изображённых на
предмета,
карточках.
карточках. Частично
карточках. Не
изображённого на
Обобщает.
обобщает. Помощь
обобщает или
карточке. Не
принимает.
обобщает, допуская
обобщает. Помощь
ошибки. Помощь не
не принимает.
принимает.
2. Умение давать характеристику предметам. Называть форму и цвета. В данном
задании проверяется умение называть цвет, форму предмета с опорой на
картинку, а также сравнивать предметы при помощи антонимов (на слух).
Антонимами не считаются пары типа «большой - небольшой», «красивый некрасивый».
Вопросы ребёнку:
Ёлка какой формы? (треугольная) Какого цвета? (зелёная)
Колесо какой формы? (круглое) Колесо какого цвета? (чёрное)
Воздушный шарик какой формы? (овальный) Какого цвета? (синий)
Лист какой формы? (прямоугольный) Какого цвета?
(белый) Солнце какой формы? (круглое)
Какого цвета? (жёлтое)
Флажок какой формы? (треугольный)
Какого цвета? (красный)
Часы какой формы? (квадратные) Какого
цвета? (коричневые)

Перо лёгкое, а гиря …

26

Черепаха медленная, а заяц …
Чай горячий, а мороженое …
Один спортсмен сильный, а другой …
Она девочка весёлая, а эта …
Дорога широкая, а тропинка …
Лекарство горькое, а конфеты …
Тарелка пустая, а миска …
Подушка мягкая, а камень …
У лисы хвост длинный, а у зайца …
Критерии оценки и баллы
3
2
1
Называет все
Называет не меньше
Называет лишь
антонимы,
половины антонимов,
некоторые антонимы
форму, цвета.
форм и цветов. Помощь формы и цвета. Помощь
принимает.
не принимает.
3. Умение описывать различные действия и использовать глаголы,

0
Не называет
характеристики
предметов.

характеризующие физические, интеллектуальные действия, а также глаголы
движения. В данном задании проверяется умение описывать различные действия с
опорой на картинки и использовать глаголы, характеризующие физические,
интеллектуальные действия. Вопрос, который задаётся ребёнку: «Что делает
девочка?».

27

Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Называет все
Называет большую
Называет несколько Действий не
предложенные на
часть действий. Если действий. Допускает называет
картинках действия. ошибается, то сам
ошибки, которые
себя исправляет или
сам не исправляет.
принимает помощь.
III. Раздел «Уровень понимания звучащей речи» состоит из двух подразделов:
1. Понимание монологической речи. Учащийся прослушивает элементарный
монолог.
Затем ему предлагаются вопросы.
Дети во дворе лепили снеговика.
Что делали дети во дворе? Кто лепил снеговика во дворе? Где дети лепили
снеговика? Кого лепили дети во дворе?
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Понимает
Понимает
Монологическую речь
Монологическую
монологическую монологическую понимает частично.
речь не
речь. Отвечает
речь. Отвечает на Отвечает лишь на 1-2
понимает.
на все вопросы. большую часть
вопроса.
вопросов.
2. Понимание диалогической речи. Учащийся прослушивает диалог. Затем ему
предлагаются вопросы.

28

-

Ира, куда ты хочешь поехать на каникулах? Может быть, к бабушке в

Новосибирск? - Я еще не решила, куда поехать. Хочу встретиться с друзьями из
летнего лагеря. Мы очень хорошо вместе отдыхали в прошлом году. Было весело.
-

Тогда можно поехать в июне в лагерь, а в июле к бабушке. - Это хорошая

идея. Так и сделаю.
О чём говорят девочки: о Новосибирске, о друзьях, об отдыхе летом?
Критерии оценки и баллы
3
2
1
Понимает основное Пересказывает.
Основное
содержание диалога Основное содержание содержание диалога
диалога передает не
передаёт с помощью
сразу, но сам.
наводящих
вопросов

0
Основное
содержание
диалога не
понимает даже с
наводящими
вопросами.

IV. Раздел «Состояние связной речи» состоит из трёх подразделов:
1. Умение строить монологическое высказывание (описание).
2. Умение строить монологическое высказывание (повествование).
3. Умение строить монологическое высказывание (рассуждение).
Ребёнку предлагается рассказать историю по серии картинок. Задаётся вопрос:
«Что здесь произошло?». При необходимости педагог задаёт дополнительные
наводящие вопросы. Помимо умения строить монологическое высказывание,
проверяется умение составлять грамматически правильно оформленное
предложение (простое, сложносочинённое, сложноподчинённое).

Критерии оценки и баллы
3
2

1

0

29

Составляет рассказ
(повествование) с
опорой на картинки.

Рассказ составляет
частично
самостоятельно,
частично – с помощью
наводящих вопросов.
Понимание речи не
затруднено.
Составляет рассказ
Рассказ составляет
(описание) с опорой частично
на картинку.
самостоятельно,
частично – с помощью
наводящих вопросов.
Понимание речи не
затруднено.
Строит
Рассказ составляет
высказываниечастично
рассуждение
с самостоятельно,
опорой на картинки. частично – с помощью
наводящих вопросов.
Понимание речи не
затруднено.
Составляет
Составляет простое
самостоятельно
нераспространённое
простое
предложение.
распространённое
Распространяет с
предложение
помощью педагога.

Рассказ составляет
Высказывание не
только с помощью
строит. Называет
наводящих вопросов. отдельные слова.
Понимание речи
затруднено.
Рассказ составляет
Высказывание не
только с помощью
строит. Называет
наводящих вопросов. отдельные слова.
Понимание речи
затруднено.
Рассказ составляет
Высказывание не
только с помощью
строит. Называет
наводящих вопросов. отдельные слова.
Понимание речи
затруднено.

Произносит
Простое
отдельные слова.
предложение
Составляет простое самостоятельно не
нераспространённое составляет.
предложение с
помощью педагога
Составляет
Составляет
С помощью
Сложносочинённое
самостоятельно
сложносочиненное
наводящих вопросов предложение не
сложносочинённое
предложение по
пытается составить составляет
предложение
образцу или с
сложносочинённое
помощью наводящих предложение, но
вопросов педагога.
ошибается.
Составляет
Составляет
С помощью
Сложноподчинённое
самостоятельно
сложноподчинённое
наводящих вопросов предложение не
сложноподчинённое предложение по
пытается составить составляет
предложение
образцу или с
сложноподчинённое
помощью наводящих предложение, но
вопросов педагога.
ошибается.
V. Раздел «Состояние грамматического строя речи» состоит из двух
подразделов («Способность к словообразованию», «Способность к
словоизменению») и включает в себя 17 заданий.
1. Образование названий детёнышей животных.
Ребёнку даётся задание с опорой на картинки назвать детёнышей животных.

30

3
Образовывает
названия
детёнышей
животных как
однокоренные пары
с помощью
суффиксального
способа, так и
супплетивные пары.

Критерии оценки и баллы
2
1
Образовывает
Пытается
названия детёнышей
образовывать
животных только с
названия
помощью
детёнышей
суффиксального
животных с
способа.
помощью
суффиксального
способа, но
ошибается.

0
Не образовывает.

2. Образование существительных с
уменьшительноласкательными суффиксами.
Ребёнку даётся задание назвать большие и
маленькие вещи с опорой на картинки. Например:
стол - столик.

Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Образовывает все
Образовывает 3-2
Пытается
Не
предложенные
уменьшительноласкательные образовывать
образовывает.
уменьшительноласкательные формы существительных.
уменьшительноформы существительных
ласкательные
формы, но
ошибается.

31

3. Образование относительных прилагательных. Ребёнку даётся задание с
опорой на картинки назвать, из чего сделан предмет, а затем, какой он.
Например: Стол из дерева
(какой?) – деревянный.

3
Преобразовывает
все предложенные
словосочетания в
относительные
прилагательные

Критерии оценки и баллы
2
1
Образовывает 3-2
Пытается
предложенных
преобразовать, но
словосочетаний в
ошибается.
относительные
прилагательные

0
Не образовывает.

4. Образование притяжательных прилагательных. Задание выполняется без
опоры на картинки. Ребёнку предлагается назвать, чьи это предметы.
Например, Это очки бабушки (чьи?) – бабушкины.
Лапа собаки – собачья. Хвост лисы – лисий. Уши зайца – заячьи. Машина дяди –
дядина.
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Преобразовывает
Преобразовывает 2-3 Пытается
Не образовывает.
все предложенные
словосочетания
преобразовать, но
словосочетания
сущ.+сущ. в
ошибается.
сущ.+сущ. в
словосочетания с
словосочетания с
притяжательными
притяжательными
прилагательными
прилагательными
5. Образование приставочных глаголов. Ребёнку даётся задание с опорой
ответить на вопросы: Что делает мальчик, девочка и попугай. Допускаются
наводящие вопросы.
Например: Мальчик из дома что делает?

32

Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Называет все приНазывает большую
Называет 1-2 приГлаголы не обраставочные глаголы
часть приставочных
ставочных глагола. зовывает
глаголов. Если
Допускает ошибки,
ошибается, то сам
которые сам не
себя исправляет.
исправляет.
Принимает помощь.
Помощь не
принимает.
6. Употребление имени существительного в именительном падеже
единственного и множественного числа. Проверяется умение ребёнка
образовывать множественное число имён существительных в именительном
падеже единственного числа. Ребёнку предлагается ответить на вопрос «Что
это?» с опорой на картинку.

3

2

Критерии оценки и баллы
1

0

33

Называет все
Образовывает
Допускает ошибки
Форму
предложенные
правильно 2-3 формы при образовании
множественно
существительные
множественного
числа не
формы
как в
числа. Принимает
образовывает.
множественного
форме
помощь.
числа.
единственного
Помощь не
числа, так и в
принимает.
форме
множественного
числа
7. Употребление имён существительных в косвенных падежах единственного
числа. Ребёнку предлагается ответить на ряд вопросов с опорой на картинки.
Ответы требуют постановки имени существительного в косвенный падеж
единственного числа.
Из чего лепит пироги бабушка? (из
теста)
Кому девочка наливает молоко?
(кошке)
На кого смотрит девочка? (на рыбку)
Чем девочка ест суп? (ложкой)
О ком думает кошка? (о мышке)

3
Все предложенные
существительные
употребляет в
косвенных падежах
правильно.

Критерии оценки и баллы
2
1
Употребляет
Допускает ошибки
правильно в
при употреблении
косвенных падежах 3- большинства
4 существительных.
существительных в
косвенных падежах.

0
Не изменяет
существительные
по падежам.

8. Употребление имён существительных в косвенных падежах множественного
числа. Ребёнку предлагается ответить на ряд вопросов с опорой на картинки.
Ответы требуют постановки имени существительного в косвенный падеж
множественного числа.
Чего много на столе? (карандашей)
Кому бросает зерно девочка? (цыплятам)

34

Что собрал дедушка? (грибы)
Чем рисует художник? (красками)
О чем думает девочка? (о цветах)

Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Все предложенные
Употребляет
Допускает ошибки
Не изменяет
существительные
правильно в
при употреблении
существительные
употребляет в
косвенных падежах 3- большинства
по падежам
косвенных падежах 4 существительных
существительных в
правильно
косвенных падежах
9. Согласование прилагательных с именами существительными в именительном
падеже единственного числа. Ребёнку задаются вопросы с опорой на
картинки о цвете предмета. Например, эта кружка какая? (синяя).

3
Согласовывает
все
предложенные
словосочетания

Критерии оценки и баллы
2
1
Согласовывает не
Согласовывает лишь
меньше половины
некоторые
предложенных
словосочетания
словосочетаний

0
Не
согласовывает

10. Согласование прилагательных с именами существительными в косвенных
падежах единственного числа. Ребёнку задаются вопросы о красном
карандаше, который педагог держит в руках.
У меня есть красный карандаш, а у тебя нет чего? (красного карандаша)

35

Я тебя прошу прикоснуться к чему? (к красному карандашу)
Я буду рисовать чем? (красным карандашом)
Мы будем беседовать о чем? (о красном карандаше)
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Во всех случаях
3 правильных
Правильные ответы Ни одного верного
падежное
согласования. Ребёнок практически
ответа
прилагательное с
ошибается, но сам
отсутствуют. Свои
существительным
себя исправляет.
ошибки сам не
согласовано верно
исправляет.
11. Согласование прилагательных с именами существительными в косвенных
падежах множественного числа. Ребёнку задаются вопросы о конфетах,
которые педагог держит в руках.
У меня есть вкусные конфеты, а у тебя нет чего? (вкусных конфет)
Я тебя прошу подойти к чему? (к вкусным конфетам)
Я поделюсь с тобой чем? (вкусными конфетами)
Мы будем беседовать о чем? (о вкусных конфетах)
Критерии оценки и баллы
3
2
1
Во всех случаях
3 правильных
Правильные ответы
падежное
согласования.
практически
прилагательное с
Ребёнок ошибается,
отсутствуют. Свои
существительным
но сам себя
ошибки сам не
согласовано верно
исправляет.
исправляет.

0
Ни одного
верного ответа

12. Предложно-падежные конструкции. Правильность употребления падежного
окончания и адекватный выбор предлога в грамматической конструкции.
Педагог берёт ручку, проделывает с ней некоторые манипуляции и задаёт
ребёнку вопросы в зависимости от местоположения ручки: Где лежит ручка?
(на столе)
Куда я убрала ручку? (под стол)
Откуда я достала ручку? (из-под
стола)
Куда я спрятала ручку? (за спину)
Откуда я достала ручку? (из-за спины)
Куда я положила ручку? (в банку)
Критерии оценки и баллы
3
2
1

0

36

Во всех случаях
4-5 правильных
Правильные ответы Ни одного верного
падежное окончание ответов по каждому
практически
ответа
употреблено
критерию. Ребёнок
отсутствуют. Свои
правильно и предлог ошибается, но сам
ошибки сам не
выбран адекватно
себя исправляет.
исправляет.
13. Употребление глаголов возвратных/невозвратных. Ребёнку задаются вопросы
с
опорой
на

картинку: «Что делает девочка?», «Что делает мальчик?».

Критерии оценки и баллы
3
2
1
Называет все действия
Правильно
Ошибается даже
по картинкам. Правильно называет все
при наводящих
употребляет
действия с
вопросах.
возвратные/невозвратные помощью
Возвратный глагол
глаголы.
наводящих
образован 1 раз.
вопросов.
Правильно образует
возвратные глаголе
не менее 3 раз.

0
Ни одного
верного ответа.
Возвратные
глаголы не
образует.

37

14. Употребление глаголов совершенного/несовершенного вида. Ребёнку
задаются вопросы с опорой на картинку: «Что
девочка делает?», «Что девочка сделала?», «Что
делает мальчик?», «Что мальчик сделал?».

Критерии оценки и баллы
2
1
0
Отвечает правильно
Ошибается даже при Ни одного верного
на 2-3 вопроса. При
наводящих
ответа.
ошибках сам себя
вопросах.
Совершенный вид
исправляет.
Совершенный вид
не образует
Совершенный вид
пытается
образует 1 раз.
образовать, но
ошибается.
15. Спряжение глаголов настоящего времени в единственном и множественном
числе.
3
Отвечает на
вопросы по
картинкам по
картинкам. Образует
совершенный вид.

Ребёнку предлагается проспрягать глаголы с помощью наводящих вопросов
педагога.
Например: «Я сижу, ты что делаешь? Мы с тобой что делаем? Мама что делает?».
Я сижу – ты сидишь – мы сидим – она сидит.
Я рисую – ты рисуешь – мы рисуем – она рисует.
Я шью – ты шьёшь – мы шьём – она шьёт.
Я танцую – ты танцуешь – мы танцуем – она танцует.
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Правильно спрягает Правильно спрягает
Ошибается при
Ни одного верноглаголы.
большую часть
спряжении глаголов. го ответа. Глаголы
глаголов.
не спрягает.
16. Употребление глаголов движения с приставками и без. Ребёнку предлагается
ответить на вопросы по картинкам. Например, «Что нужно сказать, когда папа
вернулся домой?», «А когда папа идёт на работу?» и т.д.

38

3
Называет все
приставочные
глаголы

Критерии оценки и баллы
2
1
Называет большую
Называет 1-2
часть приставочных
приставочных
глаголов. Если
глагола. Допускает
ошибается, то сам
ошибки, которые
себя исправляет.
сам не исправляет.

0
Глаголы не
образовывает

VI. Раздел «Уровень сформированности речевых навыков и умений при чтении»
включает в себя прочтение текста вслух и ответы на вопросы по тексту.
Текст для учащихся 1-4 класса.
По небу плывёт туча. Полил дождик. У крыльца появились большие лужи. Кот Васька
прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота остались сухие. Хитрый
котик!
1. О ком текст? Как звали котика?
2. Почему на улице появились лужи?
3. Откуда Васька пил воду?
4. Почему автор называет кота хитрым?
Текст для учащихся 5-10 класса.
Услыхала галка, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась в белый цвет и
полетела на голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но она не
удержалась и закричала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Полетела она
обратно к своим, к галкам, но те её не приняли.
1. О ком рассказ? О какой птице?
2. Почему голуби прогнали галку?

39

3. Почему галки её не приняли обратно?
4. Хорошо ли поступила галка? Если нет, то почему?
Критерии оценки и баллы
3
2
Умение полно,
После первого
Основной смысл
точно и глубоко прочтения
прочитанного
понять
понимает
понимает после
основную
основную
второго
информацию,
информацию.
прочтения.
содержащуюся На вопросы
Требуются
в тексте.
отвечает без
наводящие
ошибок.
вопросы или
обращение к
тексту.

1
0
Основной смысл Прочитанное
прочитанного
не понимает.
понимает не до
конца даже после
второго
прочтения.
Отвечает с
помощью
наводящих
вопросов,
подсматривая в
текст.
Умение понять, После первого
Дополнительный Дополнительный Прочитанное
как основную,
прочтения
смысл
смысл
не понимает
так и
понимает
прочитанного
прочитанного
дополнительную дополнительную понимает после
понимает не до
информацию,
информацию.
второго
конца даже после
содержащуюся На вопросы
прочтения.
второго
в тексте.
отвечает без
Требуются
прочтения.
ошибок.
наводящие
Отвечая на
вопросы или
наводящие
обращение к
вопросы,
тексту.
подсматривает в
текст, но
ошибается.
VII. Раздел «Уровень сформированности письменных навыков и умений»
включает в себя написание небольшого текста.
Текст для учащихся 2-4 класса.
1. Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий
ёж. Птички вьют гнёзда. 2. На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат
ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. Всюду слышны
птичьи голоса.
Текст для учащихся 5-10 класса.
1.

Хрупкими слезинками заплакали ледяные сосульки. Весёлые солнечные

лучи ласково разбудили спящую природу. В овражках зазвенели ручейки.
Выбрался из зимнего жилья колючий ёжик. Он спал в корнях старого дуба.
Потянулись к солнышку веточки пушистой вербы. Запрыгали по лесной лужайке
шустрые зайчишки.

40

2.

Летнее утро легко поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман.

Скоро он пропадает в прозрачном воздухе. Пора отправляться за грибами. Я
заметил, что чаще всего грибы растут возле берёз. Срезаешь один гриб, а рядом
видишь ещё штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка.
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
В диктанте
В диктанте допущено В диктанте допущено В диктанте
допущены ошибки, незначительное
значительное
допущено огромное
связанные с
количество ошибок, количество ошибок, количество ошибок,
незнанием
типичных для
типичных для
типичных для
орфограмм и
нерусскоговорящих
нерусскоговорящих
нерусскоговорящих
неумением
детей. Понимание
детей. Понимание
детей. Понимание
применять их на
написанного не
написанного местами написанного
практике
затруднено.
затруднено.
затруднено.
VIII. Раздел «Звуковое оформление речи» проверяется на протяжении всей
диагностики. Оценивается фонетическое звучание речи, её восприятие.
Критерии оценки и баллы
3
2
1
0
Фонетическая
Фонетическая
Фонетическая
Фонетическая
интерференция не
интерференция
интерференция
интерференция
выявлена. Акцент
проявляется в
проявляется в средней проявляется в
отсутствует.
незначительной
степени. Акцент
сильной степени.
Понимание речи не
степени. Акцент
достаточно сильный. Акцент сильный.
затруднено.
слабый. Понимание
Понимание речи
Понимание речи
речи не затруднено. местами затруднено.
затруднено.
Результаты:
102-95 баллов – оптимальный уровень владения языком;
96-80 баллов – достаточный уровень владения
языком; 79-34 баллов – критичный уровень владения
языком; 33-0 баллов – нулевой уровень владения
языком.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
И.Ф.О. учащегося
______________________________________________________________
Дата рождения

________________________
Дата:

№
1.

Дата:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
УМЕНИЯ И НАВЫКИ УСТНОГО ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

41

1. Умение вступать в диалог и отвечать на элементарные вопросы,
связанные с биографическими данными ребенка.
2. Умение общаться в форме диалогического высказывания: просить
повторить вопрос; задавать вопрос; сообщать о событии, его месте,
причине; выражать желание, просьбу, приглашение, согласие или отказ.
3. Использование общепринятых социально обусловленныхх норм
речевого этикета, характерных для диалогической речи
(приветствие/прощание, знакомство, благодарность, извинения).
2.

ЗНАНИЕ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ
1. Знание общеупотребительных слов с конкретным значением
(предметный словарь). Умение обобщать.
2. Умение давать характеристику предметам. Называть форму и цвета.
3. Умение описывать различные действия и использовать глаголы,
характеризующие физические, интеллектуальные действия, а также
глаголы движения.

3.

4.

5.
1)

2)

УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ
1. Понимание монологической речи.
2. Понимание диалогической речи.
СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Умение строить монологическое высказывание (описание)
2. Умение строить монологическое высказывание (повествование)
3. Умение строить монологическое высказывание (рассуждение)
СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Способность к словообразованию
1. Образование названий детёнышей животных.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами
3. Образование относительных прилагательных
4. Образование притяжательных прилагательных
5. Образование приставочных глаголов
Способность к словоизменению
Употребление имени существительного в именительном
единственного и множественного числа.

падеже

Употребление имён существительных в косвенных падежах
единственного числа.
Употребление имён существительных
множественного числа.

в

косвенных

падежах

Согласование прилагательных с именами существительными в
именительном падеже единственного числа.
Согласование прилагательных с именами существительными в
косвенных падежах единственного числа.
Согласование прилагательных с именами существительными в
косвенных падежах множественного числа.
Предложно-падежные конструкции. Правильность употребления
падежного окончания и адекватный выбор предлога в грамматической
конструкции.
Употребление глаголов возвратных/невозвратных
Употребление глаголов совершенного/несовершенного вида
Спряжение глаголов
множественном числе

настоящего

времени

в

единственном

и

42

3)

6.

Употребление глаголов движения с приставками и без
Способность к составлению грамматически правильно оформленных
предложений
1. Умение составлять простое предложение
2. Умение составлять сложносочиненное предложение
3. Умение составлять сложноподчинённое предложение
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И
УМЕНИЙ ПРИ ЧТЕНИИ
1. Понимание смысла прочитанного. Умение полно, точно и глубоко
понять основную информацию, содержащуюся в тексте.
2. Понимание смысла прочитанного. Умение понять, как основную, так
и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте.

7.

8.

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ И
УМЕНИЙ
1. Уровень грамотного письма под диктовку
ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ

Набрано ___________ из 102 возможных
Уровень владения языком: ______________________________
Педагог: Г.Ф. Леонова

________________
ПРИЛОЖЕНИЕ №4

УСТНЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание №1.
Ответьте на вопросы.
Ситуативное задание
1
Ты встретил свою учительницу. Что ты
скажешь ей утром?

Предполагаемый ответ
—Здравствуйте! Доброе утро!

2

Ты опоздал(а) на урок. Что ты скажешь
учителю, когда войдешь?

— Извините, пожалуйста! Можно войти?

3

В твой класс пришел новый ученик.
Как ты познакомишься с ним?

—Здравствуй! Меня зовут... А как тебя
зовут?

4

На уроке ты захотел в туалет. Что ты
скажешь учительнице?

— Извините, можно выйти?

5

Сегодня праздник. Ты встретил
свою учительницу. Что нужно
сказать? Как ты ее поздравишь?

— Здравствуйте! Поздравляю Вас с
праздником!

43

6

7

В автобусе много пассажиров, тебе
нужно выходить. Что надо сказать
пассажирам впереди тебя?

— Вы выходите на следующей
остановке?
— Разрешите пройти, пожалуйста.
Ты вошел в автобус и увидел друга, но в — Извините, можно пройти?
автобусе много пассажиров. Что надо
сказать, чтобы подойти к другу?

8

Тебе нужно отправить письмо, но ты не
знаешь, где почта. Как узнать, где она?

— Извините, Вы не знаете, где находится
почта?

9

Ты едешь в маршрутном такси,
нужно купить билет, но ты сидишь
далеко от водителя. Что надо сказать?

— Передайте, пожалуйста, за проезд (на
один билет).

10

В трамвае ты случайно толкнул
женщину. Что нужно сказать?

— Извините, я Вас случайно толкнул(а).

11

Ты встретил друга. У него сегодня день
рождения. Что ты ему скажешь?

— Здравствуй, .J Поздравляю тебя с днем
рождения!

12

У тебя скоро день рождения. Как ты
пригласишь своего друга (друзей)?

13

Тебя пригласили в гости. Но ты не
можешь прийти. Как ты ответишь на
приглашение?

—.../ У меня в воскресенье день
рождения. Приходи, пожалуйста.
Мы собираемся в три часа.
— Извини, пожалуйста, я не могу
прийти.

14

Ты в музее, хочешь зайти в буфет. Как
ты спросишь, где он находится?

—Извините, Вы не знаете, где здесь
буфет?

Критерии оценки: если ответ ребёнка соответствует нормам речевого этикета и
адекватен ситуации, тогда он оценивается в 1 балл. Максимальное количество
баллов за задание – 14.
Задание №2.
Аудирование. Количество текстов — 3. После каждого прослушанного текста
выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву. Текст
прослушивается один раз.
1. — Скажите, пожалуйста, где автобусная остановка?
— Вот она.
— Спасибо. А Вы не знаете, автобус номер 3 идет в центр?
— Нет, он идет только до университета.
— А какой автобус идет в центр?
— Номер 10.

44

— Спасибо.
Они разговаривали .... A) на улице Б) в центре B) в автобусе
2. — Здравствуйте, входите, пожалуйста. Как хорошо, что вы пришли!
— Здравствуйте! Вот конфеты к чаю.
— Спасибо большое. Это мои любимые конфеты! Они
разговаривали .... A) в ресторане Б) дома B) в магазине
3. — Поедем в воскресенье кататься на лыжах?
—

Хорошо бы, но я не смогу. В понедельник у нас контрольная.

—

Надо готовиться.

—

А по какому предмету?

—

По математике.

Они разговаривали .... A)

осенью Б) зимой B) летом

Критерии оценки: каждый правильный ответ в задании оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 3.
Задание №3.
Аудирование. Количество текстов — 1. Текст прослушивается два раза. После
второго прослушивания выберите правильные ответы.
Таня пришла домой из школы. Дома была одна мама. Таня взяла книгу
и прочитала сказку. Мама слушала, как Таня читает.
1. Таня вернулась домой ...
A) из магазина Б) из библиотеки B) из школы
2. Дома была только...
A)тетя Б) мама B) мама и бабушка

3. Таня взяла...
A) тетрадь Б) книгу B) журнал
4. Таня взяла книгу, чтобы
A) показать её маме Б) прочитать сказку B) научиться читать
Критерии оценки: каждый правильный ответ в задании оценивается в 1 балл.
Максимальное количество баллов – 4.
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание №4.

45

Распредели слова на 5 столбиков.
Папа, брюки, часы, метель, умница, словарь, мишка, жадина, ручка, игрушка,
море, плакса, вещь, окно, змея, время, каникулы, учитель, песни, карандаши.
Имена сущ.
Имена сущ.
Имена сущ.
Имена сущ.
Имена сущ., не
женского рода мужского рода среднего рода
общего
имеющие рода

Критерии оценки: каждое слово, правильно занесённое в столбик, оценивается в 1
балл. Максимальное количество баллов за задание – 20.
Задание №5.
Поставь предложенные слова в форму множественного числа.
человек – _____________
книга – _____________
море – _____________
гражданин – _____________
дедушка – _____________
доктор – _____________
окно – _____________
птенец – _____________
ключ – _____________
глаз – _____________ поезд
рисунок – _____________
–_____________ яблоко –
земля – _____________
_____________ вещь –
стул – _____________ перо
_____________ шкаф –
– _____________
_____________

Критерии оценки: каждое слово, поставленное правильно в форму
множественного числа, оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за
задание – 18.
Задание №6.
Подберите прилагательные к данным существительным (например, город —
большой, маленький, красивый).
здание –
____________________________________________ семья –
____________________________________________ погода
– ___________________________________________ зима –
_____________________________________________ чай –
______________________________________________ очки
– ___________________________________________

46

Критерии оценки: Максимальное количество баллов за задание – 6. Если к одному
слову ребёнок подбирает не менее 2 прилагательных и согласовывает их с именем
существительным, то присваивается 1 балл.
Задание №7.
Продолжите логический ряд из 5 слов (например, мебель — стол, стул, шкаф, диван,
кресло).
одежда – _____________________________________________
овощи – ______________________________________________
напитки – ____________________________________________
посуда – _____________________________________________
обувь – _______________________________________________
транспорт – ___________________________________________
Критерии оценки: Максимальное количество баллов за задание – 6. Если к одному
слову ребёнок подбирает 5 верных слов, то присваивается 1 балл.
Задание №8.
Подберите к данным словам по одному слову противоположного значения
(например, купить — продать).
здороваться – _____________
старая (газета) – _____________
начать – _____________
здоровый (ребёнок) – ____________
свежий (хлеб) – _____________
старший (сын) – _____________
тихая (улица) – _____________
узкая (дорога) – _____________
Критерии оценки: Максимальное количество баллов за задание – 8. Если к одному
слову ребёнок подбирает верный антоним, то присваивается 1 балл.
Задание №9.
Вместо личных местоимений используйте притяжательные.
(ты) ма́ма – __________________
(я) шко́ла – __________________
(он) чай – ____________________

(вы) попуга́й – ________________

(она) матрёшка – ______________
(он) брат – ___________________

(я) дя́дя – ____________________
(я) де́душка – _________________

(я) ко́фе – ____________________

(они) ребёнок – _______________

(я) кани́кулы – ________________

(мы) дочь – __________________

(мы) подру́га – ________________

(ты) води́тель – _______________

(вы) кот – ____________________

(мы) семья́м – ________________

47

Критерии оценки: Максимальное количество баллов за задание – 16. Если ребёнок
ставит верную форму притяжательного местоимения, то присваивается 1 балл.
Задание №10.
Вставьте

окончания прилагательных.

Узо́рчат

кру́жево

хоро́ш

пого́да

интере́сн

фи́льмы

ве́рхн ступе́ни

огоро́дн пу́гало
лошади́н копы́ то

ве́жлив сло́во

деньки́
мя́гк се́но

со́лнечн

гли́нян горшо́к высо́к ю́ ноша
краси́в и́мя и́скренн улы́ бка

стекля́нн кувши́н дли́нн у́хо
хвост си́н карандаши́

пе́рв ме́сто

бума́жн пи́сьма
жёлт ку́ртка коро́тк

си́льн пла́мя пчели́н у́льи огро́мн пиани́но варён

мя́со го́рьк пе́рец
Критерии оценки: Максимальное количество баллов за задание – 25. Если ребёнок
ставит верное окончание, то присваивается 1 балл.
Задание №11. Диктант.
Высо́кое де́рево, морска́я вода́, кре́пкое желе́зо, после́дняя попы́ тка, вку́сное
я́блоко, кра́сные ру́чки, ве́рхнее ве́ко, бы́ стрые воробьи́, дру́жное во́йско,
кирпи́чные дома́, ра́ннее у́тро, зи́мние и́гры, сла́дкий вкус, души́стое мы́ ло,
пере́дние ряды́ , бли́зкий челове́к, удо́бное кре́сло, гро́мкий зву́к, ма́ленькое
зе́ркало, сли́вочное ма́сло, я́блочный сок.
Критерии оценки: Максимальное количество баллов за задание – 21. Если ребёнок
правильно ставит окончание в словосочетании, то присваивается 1 балл.
Задание №12. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Петя и подарки. Бабушка приезжала к Пете каждую
неделю и всегда привозила

48

игрушки и сладости. Когда бабушка входила в дом, Петя сразу спрашивал: «Что ты
мне привезла?».
Бабушка вынимала подарки, и Петя целовал ее.
Однажды Петя побежал бабушке навстречу. Но подарков у нее не
было... Бабушка очень спешила к своему внуку и ничего не успела
купить. Петя сразу отвернулся и не стал целовать бабушку. В
следующий раз бабушка привезла подарки. Петя обрадовался, стал ее
снова целовать. Бабушка остановила внука: «Не нужно», — сказа- ла
она. «За подарки говорят СПАСИБО. А кого любят, того целуют и без
подарка». Пете стало стыдно.
1. Бабушка приезжала к Пете ...
A) каждый меслц Б) каждый день B) каждую неделю
2. Бабушка всегда привозила ...
A) книги и игры Б) фрукты и конфеты B) игрушки и сладости
3. Петя спрашивал у бабушки:
A) «Как твое здоровье?» Б) «Что ты мне привезла?» B) «Как ты доехала?»

4. Однажды Петя побежал навстречу ...
A) маме Б) дедушке B) бабушке
5. Бабушка не успела купить подарки, потому что ...
A) плохо себя чувствовала Б) очень спешила к внуку B) опаздывала на поезд
6. Петя сразу...
A) обрадовался Б) отвернулся B) заплакал
7. Бабушка сказала:
A) «За подарки не благодарят». Б) «Все бабушки любят своих внуков». B) «За
подарки говорят «спасибо».
8. Пете стало ...
A) приятно Б) стыдно B) хорошо
Критерии оценки: Максимальное количество баллов за задание – 8. За каждый
верный ответ ставится 1 балл.
Результаты:
149-140 баллов – материал усвоен в полном объёме;

49

139-100 баллов – материал усвоен частично, имеются пробелы в усвоении
материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
99-40 баллов - материал усвоен фрагментарно, имеются пробелы в усвоении
материала, препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
39-0 баллов – материал не усвоен.

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Ф.И.О. ребёнка _____________________________________________
Дата проведения работы ____________________________________
Задание №1.
Ответьте на вопросы.
Задание №2.
Аудирование. Количество текстов — 3. После каждого прослушанного
текста выберите правильный вариант и отметьте соответствующую
букву. Текст прослушивается один раз.
1.Они разговаривали .... 2.Они разговаривали .... 3.Они разговаривали
....
A) на улице
A) в ресторане
Б) в центре Б) дома
Б) зимой B) в автобусе B)
магазине B)
летом

A)

осенью
в

50

Задание №3.
Аудирование. Количество текстов — 1. Текст прослушивается два раза.
После второго прослушивания выберите правильные ответы.
1. Таня вернулась домой ...
A) из магазина
Б) из библиотеки
B) из школы
2. Дома была только...
A)тетя
Б) мама
B) мама и бабушка
3. Таня взяла...
A) тетрадь
Б) книгу
B) журнал
4. Таня взяла книгу, чтобы
A) показать её маме
Б) прочитать сказку
B) научиться читать

51

Задание №4. Распредели слова на 5 столбиков.
Папа, брюки, часы, метель, умница, словарь, мишка, жадина, ручка, песни,
игрушка, плакса, вещь, окно, змея, время, каникулы, учитель, море, карандаши.
Имена сущ.
женского рода

Имена сущ.
мужского рода

Имена сущ.
среднего рода

Имена сущ.
общего

Имена сущ., не
имеющие рода

Задание №5.
Поставь предложенные слова в форму множественного числа.
человек – ____________
книга – _____________
гражданин – _________
море – _____________
доктор – _____________
птенец – _____________
дедушка – ___________
глаз – _____________
окно – _____________
поезд –_____________
яблоко – _____________
ключ – _____________
вещь – _____________
рисунок – ____________
шкаф – _____________
земля – _____________
стул – _____________ перо
– _____________
Задание №6.
Подберите прилагательные к данным существительным (например, город —
большой, маленький, красивый). здание –
____________________________________________ семья –
____________________________________________ погода –
___________________________________________ зима –
_____________________________________________ чай –
______________________________________________ очки –
___________________________________________
52

Задание №7.
Продолжите логический ряд из 5 слов (например, мебель — стол, стул, кровать,
диван, кресло). одежда – _____________________________________________
овощи – ______________________________________________ напитки –
____________________________________________ посуда –
_____________________________________________ обувь –
_______________________________________________ транспорт –
___________________________________________
Задание №8.
Подберите к данным словам по одному слову противоположного значения
(например, купить — продать).
здороваться – _____________

Задание №9.

начать – _____________

старая (газета) – _____________

свежий (хлеб) – _____________

здоровый (ребёнок) – ____________

тихая (улица) – _____________

старший (сын) – _____________
узкая (дорога) – _____________

Вместо личных местоимений используйте притяжательные.
(я) шко́ла – __________________
(вы) кот – ____________________
(он) чай – ____________________

(я) де́душка – _________________

(она) матрёшка – ______________

(они) ребёнок – _______________

(ты) ма́ма – __________________

(мы) дочь – __________________

(вы) попуга́й – ________________

(ты) води́тель – _______________

(я) дя́дя – ____________________

(мы) семья́м – ________________

(он) брат – ___________________
(я) ко́фе – ____________________
(я) кани́кулы – ________________
(мы) подру́га – ________________
53

Задание №10.
Вставьте

окончания

Узо́рчат

кру́жево

прилагательных.

мя́гк се́но хоро́ш пого́да

бума́жн пи́сьма ве́жлив
сло́во

пе́рв ме́сто высо́к ю́ ноша
си́н

карандаши́ и́скренн улы́ бка
огро́мн пиани́но дли́нн у́хо

го́рьк

пе́рец коро́тк хвост

ве́рхн ступе́ни

пчели́н у́льи
лошади́н
копы́ то

варён мя́со

интере́сн фи́льмы

гли́нян горшо́к

краси́в и́мя огоро́дн пу́гало

стекля́нн кувши́н со́лнечн деньки́ жёлт ку́ртка
Задание №11.
Диктант.

Задание №12.
54

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
Петя и подарки.
Бабушка приезжала к Пете каждую неделю и всегда привозила игрушки и
сладости. Когда бабушка входила в дом, Петя сразу спрашивал: «Что ты мне
привезла?». Бабушка вынимала подарки, и Петя целовал ее. Однажды Петя
побежал бабушке навстречу. Но подарков у нее не было... Бабушка очень
спешила к своему внуку и ничего не успела купить. Петя сразу отвернулся и
не стал целовать бабушку. В следующий раз бабушка привезла подарки.
Петя обрадовался, стал её снова целовать. Бабушка остановила внука: «Не
нужно. За подарки говорят СПАСИБО. А кого любят, того целуют без
подарка». Пете стало стыдно.
1. Бабушка приезжала к Пете ...
A) каждый месяц Б) каждый день B) каждую неделю
2. Бабушка всегда привозила ...
A) книги и игры Б) фрукты и конфеты B) игрушки и сладости
3. Петя спрашивал у бабушки:
A) «Как твое здоровье?» Б) «Что ты мне привезла?» B) «Как ты доехала?»
4. Однажды Петя побежал навстречу ...
A) маме Б) дедушке B) бабушке
5. Бабушка не успела купить подарки, потому что ...
A) плохо себя чувствовала Б) очень спешила к внуку B) опаздывала на поезд
6. Петя сразу...
A) обрадовался Б) отвернулся B) заплакал
7. Бабушка сказала:
A) «За подарки не благодарят». Б) «Все бабушки любят своих
внуков».
B) «За подарки говорят «спасибо».
8. Пете стало ...
55

A) приятно Б) стыдно B) хорошо

56

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Индивидуальная диагностическая карта
Номер задания

Дата: __________________

Дата: __________________

Количество набранных
баллов

Количество набранных
баллов

Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Задание №5
Задание №6
Задание №7
Задание №8
Задание №9
Задание №10
Задание №11
Задание №12
Результат работы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Г.Ф. Леонова

_____________

57


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».