Пояснительная записка
Настоящая программа разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
ФГОС начального общего образования и основного общего образования - изменения
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования»;
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и
молодежи Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672.
Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 18.08.2017 № 091672 «О направлении методических рекомендаций»;
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина
России;
санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10;
Устав и локальные акты МБОУ СОШ № 98.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2023 года важнейшими
проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских
принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и
патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2023 года указывается,
что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний,
умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания
образования”.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся
социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов
активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому
программа волонтерского отряда «Мы вместе!» актуальна.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле,
по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это
свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их
деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня
действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой
здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных
причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая
деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же,
формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при
глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Главная цель волонтерского отряда «Мы вместе!» – развитие направления внеурочной
деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую
деятельность.
Задачи:
1.
Включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную
атмосферу для их социализации.
2.
Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных
ценностей.
3.
Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного
поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни с помощью различных видов
деятельности.
4.
Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитывать
доброту, чуткость, сострадание.
5.
Создавать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность.
6.
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
7.
Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через создание
социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
8.
Возродить идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
9.
Снизить количество учащихся, состоящих на ВШУ..
Рабочая программа внеурочной деятельности волонтерского отряда «Мы вместе!»
составлена сучетом:
- базисного плана МБОУ СОШ № 98
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности волонтерского отряда «Мы вместе!» в МБОУ СОШ №
98 преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны
не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь,основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в
деятельность, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер
для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам
информацию на классных часах, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных
играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет
уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться,
взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное
влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и
уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения
работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в деятельность, несут
ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение
акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
во-вторых, передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”,
проводя классные часы с тематическими информационными выходами в классы,
профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы,
агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных
листовок, тематического уголка.
Направления работы
экологическое (организация и участие в различных акциях "Покормите птиц зимой!»,
"Посади дерево»", «Мы за чистый посёлок»)
спортивное (организация и проведение мероприятий по сплочению детей и семей "Мама,
папа, я - спортивная семья!" «Веселые старты )
патриотическое (классные часы памяти, участие в акции "Бессмертный полк", «Как
живешь, ветеран?», «Георгиевская ленточка», «Волонтеры Победы» )
социальное (помощь детям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную
деятельность детей с трудностями в поведении, сборы актива)
событийное (подготовка к различным школьным праздникам, флэшмобы, челленджы,
мастер-классы)
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовнонравственному развитию обучающихся, а также их социализации.
Программа волонтерского отряда «Мы вместе» создана для обучающихся 5 – 9 классов.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Курс рассчитан на 34 часа. Возраст – 10
– 16 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их
практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов,
интерактивов, тренингов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы волонтерского отряда «Мы вместе» формирование
духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к
памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы волонтерского отряда «Мы
вместе» проявляются в:
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать
волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных и др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной
одноклассников.
и
Содержание курса
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского
отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом.
Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о
волонтерском отряде, определят идею волонтерского отряда, продумают направления работы и
наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской
помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным
качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся
познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и
пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать
истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки
работы с людьми и такие важные для общения качества, как сопереживание другому,
конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою
готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.
Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников,
помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические
знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим
людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными
правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся
вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения
мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное
портфолио.
Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают акции и мероприятия
различных направлений, с привлечением родительской общественности; организуют «активные
перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно
здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа
жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут
анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры
на переменах.
Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера. Обучающиеся определяют круг
людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из
малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на
практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут знать:
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров,
· основные направления деятельности волонтерских отрядов,
· основные формы работы волонтеров,
Обучающиеся будут уметь:
· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий
нуждающихся в помощи;
· проводить здоровье сберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную и видео продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся
Активность участия.
Умение спланировать работу.
Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе
Самостоятельность
Учебно – тематический план
№ п/п
1.
2.
4.
5.
6.
Итого
Темы
Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание
волонтерского отряда. Составление плана работы
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)
Участие в акциях и конкурсах.
Пропаганда здорового образа жизни .
Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.
Кол-во час.
3
2
20
5
6
36
Календарно – тематическое планирование
№
п.п
Наименование разделов, темы занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения
Из истории волонтерского движения в мире и России.
Создание волонтерского отряда (3 ч.)
1
Права и обязанности волонтеров.
1
2
Проект положения о волонтерском отряде
2
Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров ) (2ч.)
3
Тренинг «Эффективное общение»
1
4
Тренинг «Я» в команде!»
1
Участие в акциях и конкурсах
(20ч.)
5
Подвижные игры для младших школьников
3
6
Подготовка к празднику День учителя. Создание онлайн –
1
поздравление.
7
Акция «Покормите птиц зимой». Буклеты, развешивание
1
кормушек, размещение на сайте школы
8
Акция «Посади дерево». Сбор макулатуры
2
9
День волонтера.
1
10
Акция «Волонтеры Победы» (уборка на
2
территории памятника )
11
Акция «Георгиевская ленточка»
2
12
Акция «Звезда за Победу»
1
13
Вредные привычки - беседа для 5-6 классов с показом
2
презентации, вручение буклетов.
14
«Мы – за ЗОЖ!» Конкурсы рисунков, плакатов.
2
15
Заочный онлайн - конкурс на лучший видео ролик «Папа,
1
мама, я - спортивная семья»
16
Акция «Скажи сигарете нет!»
1
17
«Наркотик знак беды»
1
Благоворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.
(11ч.)
18
Мотивационная встреча. Круглый стол
1
19
Акция «Мы в ответе кого приручили» сбор кормов для
1
бездомных животных
20
Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками
1
21
«Волонтеры Победы» создание газеты ко дню Великой
1
Победы
22
Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на
1
пришкольном участке
23
Отчетный сбор волонтерского отряда «Мы вместе»
1
24
Международный день милосердия “Будьте
1
милосердным”
25
Ремонт книг школьной библиотеки
1
26
Уборка памятника
2
27
День доброты “Добру пусть
1
откроется сердце ”
Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами
дополнительных общеобразовательных программ в академических часах.
Групповые занятия: 1 раз в неделю
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию,
утверждённому руководителем учреждения,
продолжительность занятий 2 часа с перерывом 10 мин. Продолжительность для отдыха детей (Сан
Пин 2.4.4.31 72-14 –санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования.)
Режим работы в период школьных каникул.
Занятия в объединениях проводятся:
- по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью временного
изменения расписания с учётом удобства обучающихся.
-по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов, учебнотренировочных сборов, акций.
Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные,
психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
6.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
-Аудиторное помещение на 27 обучающихся обеспеченное необходимыми техническими
средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;
- спортивный зал для подготовки и проведения массовых мероприятий.
Технические средства:
- Компьютер
- Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
Планов проведения обучающих семинаров;
Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;
Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных
формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.);
Сценарии различных игр и игровых программ;
Сценарий и план проведения акций;
Наглядные пособия:
Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и
привлеченных ресурсов);
Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов
Сайты Интернет
1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
3. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
Литература для преподавателей и обучающихся
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000.
2. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во времени".
// Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия
с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997.
4. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
5. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков
профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996.
6. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник
образования. N 8.2000 г.
7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина,
К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
8. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие.
Ростов-на-Дону, 2001.
9. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде //
Методическое пособие. М., 2000.
10. Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России ВШ№5 2011г.
11. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию.
12. Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского благотворения» М.1999г.
13. Гуров
Н.В.
Шикаренко
Н.Ф.
«Губернский
город
Ставрополь-развитие
благотворительности».
14. Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я
берегу…» : Методические рекомендации. М., 2003 г
38
39
40
9
12
13
41
14
рисунков и плакатов.
Сочинение «ЗОЖ»
«Все на лыжню» (лыжные гонки среди 5-11 кл.)
Тренинг «Поход в продуктовый магазин» (здоровое
питание)
Тренинг «Вместе мы – СИЛА»
1
2
1
1
Благоворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие.
(15ч.)
42
1.
Мотивационная встреча. Круглый стол
1
43
2
Акция «Мы в ответе кого приручили» сбор кормов для
1
бездомных животных
43
3.
Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками
1
44
4..
Мотивационная встреча. Круглый стол
1
45
5.
«Волонтеры Победы» создание газеты ко дню Великой
1
Победы
46
6.
Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на
1
пришкольном участке
47
7.
Волонтер будущего. Проект
1
48
8.
Отчетный сбор волонтерского отряда «Мы вместе»
1
49
9.
Международный день милосердия “Будьте
1
милосердным”
50
10.
Ремонт книг школьной библиотеки
1
51
11
Уборка памятника
2
53
12
День спонтанного проявления доброты “Добру пусть
1
откроется сердце ”
54
13
Изготовление подарков для людей с ограниченными
2
возможностями «Портфель пожеланий»
Учебная нагрузка регламентируется Уставом, учебно - тематическими планами
дополнительных общеобразовательных программ в академических часах.
Групповые занятия: 1 раз в неделю
Режим занятий:
Занятия проводятся по расписанию,
утверждённому руководителем учреждения,
продолжительность занятий 2 часа с перерывом 10 мин. Продолжительность для отдыха детей (Сан
Пин 2.4.4.31 72-14 –санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования.)
Режим работы в период школьных каникул.
Занятия в объединениях проводятся:
- по учебному графику программы в форме учебных занятий с возможностью временного
изменения расписания с учётом удобства обучающихся.
-по временному утвержденному расписанию, в форме экскурсий, походов, учебнотренировочных сборов, акций.
Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные,
психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
6.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
-Аудиторное помещение на 27 обучающихся обеспеченное необходимыми техническими
средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;
- спортивный зал для подготовки и проведения массовых мероприятий.
Технические средства:
- Компьютер
- Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы предполагает наличие:
Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;
Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;
Планов проведения обучающих семинаров;
Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;
Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных
формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.);
Сценарии различных игр и игровых программ;
Сценарий и план проведения акций;
Наглядные пособия:
Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;
Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;
Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и
привлеченных ресурсов);
Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов
Сайты Интернет
8. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и
http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all
9. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481
10. Отряд волонтерского движения
http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm
11. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm
12. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm
13. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/
14. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/
Литература для преподавателей и обучающихся
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000.
2. Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа "Путешествие во времени".
// Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000
3. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия
с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997.
4. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. - М., 1993.
5. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков
профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996.
6. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник
образования. N 8.2000 г.
7. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина,
К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
8. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие.
Ростов-на-Дону, 2001.
9. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде //
Методическое пособие. М., 2000.
10. Губанова Е.В.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России ВШ№5 2011г.
11. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию.
12. Боня Л.В. «Трудовая помощь, как направление российского благотворения» М.1999г.
13. Гуров
Н.В.
Шикаренко
Н.Ф.
«Губернский
город
Ставрополь-развитие
благотворительности».
14. Кошмина И.В. Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы «Я
берегу…» : Методические рекомендации. М., 2003 г