1. Пояснительная записка
Программа «Подвижные игры» построена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального
образования, с учётом требований «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1–11-х классов» В. И. Лях, предназначена для
организации внеурочной деятельности младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению и направлена на формирование
готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня физического развития личности обучающихся. Она предусматривает
закрепление в игровых заданиях двигательных навыков полученных на уроке физкультуры и рассчитана на обучающихся 1-х классов.
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность —
комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,
нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические
процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно
использовать приобретенные двигательные навыки. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те
же движения, не замечая усталости. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к
соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Подвижные
игры - самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода»- гиподинамии. Эти игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер.
Играя, ребенок испытывает радость.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Целью программы является обеспечение полноценного, гармонического физического развития и укрепление здоровья, т. к. в соответствии с
Законом об образовании здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Задачи программы:
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, навыков здорового образа жизни;
- познакомить детей с многообразием подвижных игр;
- научить детей самостоятельно и с удовольствием играть;
- развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность;
- развитие навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением
других детей, навыков толерантного поведения.
Общая характеристика программы:
Содержание и организационные формы реализации, предложенные в программе «Подвижные игры» разработаны на основе следующих
принципов здоровье сберегающей педагогики:
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип «Не навреди!»;
- принцип активности;
- принцип доступности и индивидуализации.
- принцип успешности;
Основными критериями отбора материала при составлении программы является актуальность, воспитательная ценность, ее значимость в
обеспечении полноценного, гармонического физического развития и укрепление здоровья школьника.
Методы работы:
· Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и
навыки и передает им свои знания.
· Словесные
методы -
создают
у
учащихся
предварительное
представление
об
использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т. д.
изучаемом
движении.
Для
этого
учитель
· Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений.
· Практические методы - в группу практических методов входит:
-метод упражнений;
-игровой;
-соревновательный.
Описание места курса в учебном плане:
В первом классе 33 рабочие недели, каждую неделю проводится по 5 занятий.
Описание ценностных ориентиров курса:
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курсаявляются:
Формирование уважительного отношения к культуре.
Создание положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Развитие активной, гармонически развитой личности.
Развитие внимания, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.
Воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.
2. Личностные, метапредметные и предметныерезультаты освоения
Личностные результаты:
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
- воспитывать любовь и уважение к окружающим;
- сблизить и сплотить детский коллектив;
- развивать самооценку у младших школьников;
- научить анализу собственных действий и поступков;
- научить планированию действий;
- развивать устную речь учащихся;
- развивать творческие способности;
- привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-проверить умение самостоятельно выбирать нужную информацию.
-учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
-учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Коммуникативные:
курса внеурочной деятельности
проверить умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и
пытаться ее обосновывать, приводя аргумент.
Регулятивные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Предметные:
В результате регулярного посещения занятий учащиеся научатся:
- научиться активно и самостоятельно играть;
- научиться взаимодействовать с товарищами в процессе игры;
- понимать роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;
- знать разные виды подвижных игр;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности;
- освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр;
- приобретут навыки самостоятельной организации и проведения подвижных игр во внеурочное время.
3. Содержание курса
Содержание занятий «Подвижные игры», представляет собой формирование интереса к самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему
самосовершенствованию. Программа предусматривает освоение первичных навыков и умений по организации и проведению физкультурнооздоровительных мероприятий, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе, правилам поведения и безопасности во время
занятий физическими упражнениями, а так же удовлетворяется потребность ребёнка в естественной двигательной активности, укрепляется опорнодвигательный аппарат, повышаются возможности функциональных обеспечивающих систем организма, обеспечивается профилактика анатомоморфологических нарушений. На занятиях осуществляется физическое развитие ребенка и формирование техники выполнения спортивных
соревновательных движений, соответствующих умений и навыков, привычки к занятиям определёнными видами физических упражнений,
использование которых позволит сохранить здоровье и работоспособность на протяжении всей жизни человека.
Программа факультатива «Подвижные игры» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на обеспечение
гармонического физического развития и укрепление здоровья младшего школьника. Материалы программы могут быть использованы на уроках
физической культуры в начальной школе, на внеклассных занятиях.
Все игры доступны учащимся начальной школы. При подборе игр учитывается возрастные особенности детей младшего школьного
возраста, необходимость постепенного перехода от простых игр к более сложным, чередования активных игр с играми малой подвижности.
Программа включает разделы:
1. Подвижные игры, направленные на развитие физических качеств.
2. Эстафеты, укрепляющие психофизические качества обучающихся (чувство коллективизма и взаимопомощи).
3. Укрепление здоровья в целом.
Занятия проходят 5 раз в неделю.
4. Тематическое планирование
№
Тема занятия
недели
Вводное занятие
1
Дискуссии на тему «Подвижная игра». Подвижные игры с правилами.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
4
1
3
1.Сюжетные игры.
2.Бессюжетные игры.
3.Игры-забавы.
2
Спортивные забавы. Игры «Класс, смирно!», «Фигуры», «Перейди через болото».
5
1
4
3
Спортивные забавы. Игры: «Запрещенное движение», народная игра «Горелки».
5
1
4
4
Игры «Товарищ командир», народная игра «Кот и мышь».
5
1
4
5
Игры: «Выставка картин», народная игра «Совушка».
5
1
4
6
Игры: «Светофор», «Угадай, чей голосок?», народная игра «Круговая лапта»
5
1
4
7
Игры: «Космонавты», «Мяч соседу», народная игра «У медведя во бору»,
5
1
4
8
Эстафеты с обручами, народная игра «Филин и пташка».
5
1
4
9
Общеразвивающие игры и турниры.
5
1
4
10
Эстафета с лазаньем.
5
1
4
Игры: «Мяч среднему», «Шишки, желуди, орехи».
11
Эстафетный бег. Подвижные игры с бегом: «Караси и щуки», «Пустое место».
5
1
4
12
Игры на развитие выносливости. Игры: «Гонка мячей по рядам», «Запрещенное
5
1
4
5
1
4
движение»
13
Игры с предметами. Игры: «Гонка мячей по кругу», «Девочки - мальчики».
14
Игры на коррекцию физического развития.
5
1
4
Игры: «К своим флажкам», «Салки».
15
Игры на внимание «Народный мяч», «За флажками».
5
1
4
16
Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз», «Необычная зарядка».
5
1
4
17
Игры с мячом: «Мяч среднему», «Гонка мячей по кругу».
5
1
4
18
Игры с мячом: «Эстафета с мячом», Сюжетная игра: «Охотники и утки».
5
1
4
19
Спортивные
5
1
4
эстафеты.
«Весёлые
старты
с
мячом»,
«Два
движения
одновременно».
20
Спортивные и сказочные эстафеты. Игры: «Волк во рву», «Весёлые обезьянки».
5
1
4
21
Спортивные эстафеты. «Весёлые старты со скакалкой», «Карусель».
5
1
4
22
Сюжетные игры.
5
1
4
5
1
4
5
1
4
Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Лабиринт».
23
Сюжетные игры.
Игры «Два Деда Мороза», «Метко в цель».
24
Эстафеты с обручами. Сюжетные игры.
Игра «Белки, волки, лисы», «Король цветов».
25
Бессюжетные игры. Подвижные игры «Перестрелка», «Наступалочки».
5
1
4
26
Общеразвивающие игры и упражнения. Бессюжетные игры. Игры «Удочка»,
5
1
4
«Норки».
27
Общеразвивающие игры и упражнения. Игры «Перемена мест», «Ловишки».
5
1
4
28
Общеразвивающие игры и упражнения. Общеразвивающие игры и упражнения.
5
1
4
Игры «Салки с мячом», «Чай-чай, выручай!».
29
Общеразвивающие игры и упражнения. Игра «Прыгай через ров», «Картошка».
5
1
4
30
Игровые развлекательные программы
5
1
4
5
1
4
5
1
4
4
1
3
- Светофор.
Игра «Третий лишний».
31
Игровые развлекательные программы
- Колобок.
Игра «Ручеёк».
32
Спортивная эстафета.
Игры-забавы. Игры «Кошки-мышки», «Городки».
33
Общеразвивающие игры и упражнения. Игры «Повяжу я шелковый платочек»,
«Классики».
Спортивный праздник.
1
1
Игры-забавы.
Итого
165
32
133
5. Материально-техническое обеспечение программы
Мячи волейбольные
Обручи
Флажки
Скакалки
Модель светофора
Сигналы светофора