Рабочая программа Основы информационной культуры личности ООО

Планируемые результаты изучения факультативного курса «Информационная грамотность»
по информатике в 5 классе
Личностные результаты:
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
Освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику.
Формирование критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия,
Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,
Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой
личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;
Метапредметные результаты:
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности
более простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над
этими объектами.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;
осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения
проблем; формулировать гипотезу по решению проблем.
Предметные результаты:

2












соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь
представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найден- ной
информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать
автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с
помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию

Содержание тем учебного курса в 5 классе

1. Учимся работать на компьютере.
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление об информации и информатике.
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами икт. Знать требования к организации компьютерного
рабочего места.
Иметь представление об архитектуре компьютера.
Знать основные элементы компьютера и их назначение.
Иметь представление о способах обработки числовой информации.
Знать основные операции с числами.
Открывать программу калькулятор и использовать ее.
3

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия.
Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов.
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); признавание возможности существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою.
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в
области информатики и икт в условиях развития информационного общества.
Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.
2. Простейшая технология работы с текстом
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Знать основные операции с текстом.
Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы.
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Компьютерная графика

4

Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке.
Знать виды инструментов рисования.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
Иметь представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики.
Знать виды инструментов рисования.
Выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (изменение рисунка).
Иметь преставление о компьютерной графике.
Инструменты графического редактора.
Строить и раскрашивать простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике
как одну из важнейших областей современной действительности.
Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.
Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла.
5. Компьютерные презентации
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи
Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений.
Понятия: анимация, настройка анимации.
Уметь в презентации задать анимацию объектов.

5

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и
созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла.
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
 умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе
совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
 умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование
коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Тематический план (1 час в неделю).
№ п/п

Тема занятия
1. Учимся работать на компьютере

Количество
часов
9

1

Понятие об информации.

1

2

Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер.

1

3

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

1

4

Компьютерная помощница - мышь.

1

5

Представление о графическом интерфейсе системной среды.

1

6

6

Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»

1

7

Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш

1

8

Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»

1

9

Технология вычислений в программе «Калькулятор».

1

2. Простейшая технология работы с текстом

5

10

Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота).

1

11

Технология ввода текста.

1

12

Редактирование текста.

1

13

Редактирование текста. Форматирование текста.

1

14

Редактирование текста. Таблицы в текстовом редакторе

1

3. Компьютерная графика

9

15

Что такое компьютерная графика.

1

16

Создание компьютерного рисунка

1

17

Настройка инструментов

1

18

Редактирование компьютерного рисунка

1

19

Фрагмент рисунка

1

7

20

Сборка рисунка из деталей

1

21

Как сохранить созданный рисунок

1

22

Построение с помощью клавиши Shift эллипса и окружности

1

23

Что такое пискель. Что такое пиктограмма

1

4. Компьютерные презентации

11

24

Интерфейс программы Power Point.

1

25

Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций.

1

26

Форматирование фона, текста.

1

27

Форматирование фона, текста.

1

28

Вставка изображений и звука.

1

29

Вставка изображений и звука.

1

30

Анимация.

1

31

Анимация. Переход слайдов

1

32

Работа над проектами.

1

33

Работа над проектами.

1

34

Защита проектов.

1

8

Итого 34 часа

9

Планируемые результаты изучения факультативного курса «В мире чисел»
по информатике в 6 классе

Личностные результаты:
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления
персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику.
Основ правовой культуры в области использования информации.
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
Формирование критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия,
Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,
Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой
личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;
Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в
том числе проектов.
Метапредметные результаты:
Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и др.);
Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или
эталона), реального действия и его результата.
Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе
электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).

10

Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном,
формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык
представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности
более простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над
этими объектами.
Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять
операции над понятиями и простыми суждениями.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;
осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения
проблем; формулировать гипотезу по решению проблем.
Предметные результаты:










ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу
или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать,
перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием
встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача
информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объѐма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и
вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
11





создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации

Содержание тем учебного курса в 6 классе

1. Представление об алгоритме компьютер как исполнитель алгоритмов
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более
простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с
общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими
объектами.
Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции
над понятиями и простыми суждениями.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.
Осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения
проблем.
Формулировать гипотезу по решению проблем.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной,
коллективной, учебной, игровой и др.).
Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках.
Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона),
реального действия и его результата.
Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный,
портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).
12

3. Технология обработки текстовой информации.
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Основные элементы окна текстового редактора.
Редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов
текста).
Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и
фрагментов текста).
Иметь представление о поиске информации, запросах для поиска информации
Алгоритм поиска и замены заданного фрагмента на другой.
Иметь представление об обработке информации, изменяющей форму, но не меняющей содержание информации, о систематизации.
Знать формы представления информации; способы систематизации информации.
Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы. Иметь представление о форматировании текста.
Этапы форматирования текстового документа.
Форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата.
Контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1. Представление об алгоритме

9
13

1

Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.

1

2

Понятие последовательного, (линейного) алгоритма.

1

3

Представление о циклическом алгоритме.

1

4

Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов.

1

5

Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов

1

6

Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.

1

7

Исполнитель. Система команд исполнителя.

1

8

Способы описания и типы алгоритмов.

1

9

Способы описания и типы алгоритмов.

1

2. Компьютер как исполнитель алгоритмов

14
1

11

Знакомство со средой ЛогоМиры. Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее
поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.
Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки.

12

Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.

1

13

Организация движения Черепашки. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

1

14

Понятие программы. Назначение Листа программ.

1

15

Работа с Листом программ. Примеры программ

1

10

14

1

16

Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения.

1

17

Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.

1

18

Составление программ рисования графических объектов.

1

19

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в npoграмме.

1

20

Этапы создания анимационного сюжета.

1

21

Этапы создания анимационного сюжета. Проект.

1

22

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.

1

23

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.

1

3. Технология обработки текстовой информации

11

24

Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности.

1

25

Работа с фрагментами текста.

1

26

Форматирование текстов

1

27

Самостоятельная работа по теме «Работа с фрагментами текста»

1

28

Вставка объектов в документ.

1

29

Форматирование документа.

1

30

Создание и форматирование таблицы.

1

15

31

Самостоятельная работа по теме «Вставка объектов и таблиц в документ»

1

32

Графические возможности Word.

1

33

Резерв

1

34

Повторение

1

Итого 34 часа

16

Аннотация

Рабочая программа факультативного курса по информатике «Информационная грамотность»

составлена на уровень основного

общего образования для обучающихся 5-6 х классов МБОУ СОШ № 98.
Программа разработана в соответствии:
 С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 с дополнениями и изменениями;
 Требованиями ФГОС ООО (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 г. (с изменениями),
примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол №1/15 от 08.04.2015 г);
 Основной образовательной программой ООО МБОУ СОШ № 98;
 Учебным планом МБОУ СОШ № 98 на 2021-2022 учебный год.
Программа построена с учетом принципов систематичности, научности, доступности, преемственности, а так же логикой
внутрипредметных связей, с учѐтом возрастных особенностей школьников.
При реализации рабочей программы используются литературные источники:
1. М.Н. Бородин. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика: 2-11 классы - изд. Бином. Лаборатория знаний,
2011 г.
2. Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2011.
3. Босова Л.Л. Информатика. Методическое пособие 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
17

На изучение факультативного курса отведено 34 часов в год (из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недель).
Основной формой проведения занятий является урок. Занятия проводятся в основном в игровой форме.
Эффективная учебная деятельность обучающихся построена на занятиях с использованием заданий, направленных на формирование
математических навыков, на развитие универсальных учебных действий, способов интеллектуальной деятельности. Изучение предметного
материала предполагает использование традиционных и современных продуктивных образовательных технологий:
 Личностно-ориентированных;
 Здоровьесберегающих;
 Дифференцированных;
 Интерактивных;
 Проблемного обучения;
 Проектного обучения.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях используются разнообразные методы и формы обучения:
фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
Мониторинг качества освоения учебного материала и информационно-коммуникативных технологий предусматривает формы
промежуточного контроля:
 практические задания;
 метод проектов.
В результате реализации рабочей программы уровень подготовки обучающихся будет соответствовать требованиям к планируемым
результатам, заявленным в ФГОС ООО по информатике для учащихся 5-6 классов.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».