Планируемые результаты изучения факультативного курса «Информационная грамотность»
по информатике в 5 классе
Личностные результаты:
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
Освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику.
Формирование критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия,
Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,
Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой
личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;
Метапредметные результаты:
Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности
более простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над
этими объектами.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;
осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения
проблем; формулировать гипотезу по решению проблем.
Предметные результаты:
2
соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь
представление о правилах безопасного поведения в Интернете;
называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение;
понимать содержание понятий «программное обеспечение»,
«операционная система», «файл»;
искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найден- ной
информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации;
запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;
создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать
автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с
помощью изображений;
создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с
фрагментами изображения;
создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию
Содержание тем учебного курса в 5 классе
1. Учимся работать на компьютере.
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление об информации и информатике.
Знать и соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами икт. Знать требования к организации компьютерного
рабочего места.
Иметь представление об архитектуре компьютера.
Знать основные элементы компьютера и их назначение.
Иметь представление о способах обработки числовой информации.
Знать основные операции с числами.
Открывать программу калькулятор и использовать ее.
3
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия.
Поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в
федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов.
Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); признавание возможности существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою.
Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в
области информатики и икт в условиях развития информационного общества.
Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы.
2. Простейшая технология работы с текстом
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Знать группы клавиш на клавиатуре, их назначение.
Иметь представление о способах введения информации в память компьютера.
Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Знать основные операции с текстом.
Уметь осуществлять ввод текстовой информации с клавиатуры в текстовом редакторе.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы.
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
3. Компьютерная графика
4
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о компьютерной графике; графическом изображении, рисунке.
Знать виды инструментов рисования.
Уметь выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта.
Иметь представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы представления за счет графики.
Знать виды инструментов рисования.
Выбирать инструмент рисования в зависимости от задач по созданию графического объекта (изменение рисунка).
Иметь преставление о компьютерной графике.
Инструменты графического редактора.
Строить и раскрашивать простейший рисунок с использованием инструментов графического редактора.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике
как одну из важнейших областей современной действительности.
Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.
Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ).
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность.
Установление причинно-следственных связей.
Построение логической цепи рассуждений.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла.
5. Компьютерные презентации
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о плане действий, как результате решения информационной задачи
Иметь представление о движении изображений, о программном средстве для создания движущихся изображений.
Понятия: анимация, настройка анимации.
Уметь в презентации задать анимацию объектов.
5
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Создание сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и
созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения.
Оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции
либо продукта, либо замысла.
Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:
умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе
совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование
коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематический план (1 час в неделю).
№ п/п
Тема занятия
1. Учимся работать на компьютере
Количество
часов
9
1
Понятие об информации.
1
2
Назначение основных устройств компьютера. Человек и компьютер.
1
3
Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.
1
4
Компьютерная помощница - мышь.
1
5
Представление о графическом интерфейсе системной среды.
1
6
6
Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»
1
7
Освоение клавиатуры. Назначение служебных клавиш
1
8
Освоение клавиатуры. ЭОР «Руки солиста»
1
9
Технология вычислений в программе «Калькулятор».
1
2. Простейшая технология работы с текстом
5
10
Назначение текстового редактора. Структура текстового редактора (на примере Блокнота).
1
11
Технология ввода текста.
1
12
Редактирование текста.
1
13
Редактирование текста. Форматирование текста.
1
14
Редактирование текста. Таблицы в текстовом редакторе
1
3. Компьютерная графика
9
15
Что такое компьютерная графика.
1
16
Создание компьютерного рисунка
1
17
Настройка инструментов
1
18
Редактирование компьютерного рисунка
1
19
Фрагмент рисунка
1
7
20
Сборка рисунка из деталей
1
21
Как сохранить созданный рисунок
1
22
Построение с помощью клавиши Shift эллипса и окружности
1
23
Что такое пискель. Что такое пиктограмма
1
4. Компьютерные презентации
11
24
Интерфейс программы Power Point.
1
25
Алгоритм работы над презентациями. Создание слайд-презентаций.
1
26
Форматирование фона, текста.
1
27
Форматирование фона, текста.
1
28
Вставка изображений и звука.
1
29
Вставка изображений и звука.
1
30
Анимация.
1
31
Анимация. Переход слайдов
1
32
Работа над проектами.
1
33
Работа над проектами.
1
34
Защита проектов.
1
8
Итого 34 часа
9
Планируемые результаты изучения факультативного курса «В мире чисел»
по информатике в 6 классе
Личностные результаты:
Формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ; освоение типичных ситуаций управления
персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику.
Основ правовой культуры в области использования информации.
Формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;
Актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;
Формирование критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия,
Уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей,
Формирование навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, навыков обеспечения защиты значимой
личной информации, формирование чувства ответственности за качество личной информационной среды;
Формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий, в
том числе проектов.
Метапредметные результаты:
Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели
(личной, коллективной, учебной, игровой и др.);
Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках;
Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или
эталона), реального действия и его результата.
Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе
электронный, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).
10
Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном,
формализованном и формальном языках (на начальном уровне); преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык
представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности
более простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в
группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над
этими объектами.
Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять
операции над понятиями и простыми суждениями.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным;
осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения
проблем; формулировать гипотезу по решению проблем.
Предметные результаты:
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу
или папке (каталогу);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать,
перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;
защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием
встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;
пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача
информации»;
иметь представление об основных единицах измерения информационного объѐма данных;
сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и
вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
объяснять различие между растровой и векторной графикой;
11
создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов;
создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы;
создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации
Содержание тем учебного курса в 6 классе
1. Представление об алгоритме компьютер как исполнитель алгоритмов
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Формирование системного мышления – способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более
простых элементов, составляющих единое целое.
Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с
общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими
объектами.
Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции
над понятиями и простыми суждениями.
Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным.
Осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения
проблем.
Формулировать гипотезу по решению проблем.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Формирование алгоритмического мышления - умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной,
коллективной, учебной, игровой и др.).
Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках.
Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона),
реального действия и его результата.
Умение использовать различные средства самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета (дневник, в том числе электронный,
портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.).
12
3. Технология обработки текстовой информации.
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
Иметь представление о способах обработки текстовой информации.
Основные элементы окна текстового редактора.
Редактировать текст (удаление символов и фрагментов, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и фрагментов
текста).
Уметь редактировать текст (удаление символов и фрагментов текста, исправление ошибок, вставка, копирование и перемещение символов и
фрагментов текста).
Иметь представление о поиске информации, запросах для поиска информации
Алгоритм поиска и замены заданного фрагмента на другой.
Иметь представление об обработке информации, изменяющей форму, но не меняющей содержание информации, о систематизации.
Знать формы представления информации; способы систематизации информации.
Уметь систематизировать информацию в виде плана, схемы, таблицы. Иметь представление о форматировании текста.
Этапы форматирования текстового документа.
Форматировать слово, словосочетание, предложение, абзац, весь текст, используя формат абзаца и шрифта.
Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)
Начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными
технологиями.
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата.
Контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия.
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1. Представление об алгоритме
9
13
1
Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов из окружающей жизни.
1
2
Понятие последовательного, (линейного) алгоритма.
1
3
Представление о циклическом алгоритме.
1
4
Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов.
1
5
Примеры построения графических объектов на основе циклического и линейного алгоритмов
1
6
Построение графических объектов методом последовательного укрупнения копируемого фрагмента.
1
7
Исполнитель. Система команд исполнителя.
1
8
Способы описания и типы алгоритмов.
1
9
Способы описания и типы алгоритмов.
1
2. Компьютер как исполнитель алгоритмов
14
1
11
Знакомство со средой ЛогоМиры. Интерфейс программы ЛогоМиры и его основные объекты: Рабочее
поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.
Понятие команды в среде ЛогоМиры. Команды управления движением Черепашки.
12
Входные параметры команды. Рисование фигур с помощью Черепашки.
1
13
Организация движения Черепашки. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.
1
14
Понятие программы. Назначение Листа программ.
1
15
Работа с Листом программ. Примеры программ
1
10
14
1
16
Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения.
1
17
Правила оформления программ. Составление программ рисования графических объектов.
1
18
Составление программ рисования графических объектов.
1
19
Команда организации конечного цикла. Тело цикла в npoграмме.
1
20
Этапы создания анимационного сюжета.
1
21
Этапы создания анимационного сюжета. Проект.
1
22
Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т. д.
1
23
Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.
1
3. Технология обработки текстовой информации
11
24
Текстовый редактор Microsoft Word. Назначение и возможности.
1
25
Работа с фрагментами текста.
1
26
Форматирование текстов
1
27
Самостоятельная работа по теме «Работа с фрагментами текста»
1
28
Вставка объектов в документ.
1
29
Форматирование документа.
1
30
Создание и форматирование таблицы.
1
15
31
Самостоятельная работа по теме «Вставка объектов и таблиц в документ»
1
32
Графические возможности Word.
1
33
Резерв
1
34
Повторение
1
Итого 34 часа
16
Аннотация
Рабочая программа факультативного курса по информатике «Информационная грамотность»
составлена на уровень основного
общего образования для обучающихся 5-6 х классов МБОУ СОШ № 98.
Программа разработана в соответствии:
С Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 с дополнениями и изменениями;
Требованиями ФГОС ООО (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 г. (с изменениями),
примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол №1/15 от 08.04.2015 г);
Основной образовательной программой ООО МБОУ СОШ № 98;
Учебным планом МБОУ СОШ № 98 на 2021-2022 учебный год.
Программа построена с учетом принципов систематичности, научности, доступности, преемственности, а так же логикой
внутрипредметных связей, с учѐтом возрастных особенностей школьников.
При реализации рабочей программы используются литературные источники:
1. М.Н. Бородин. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика: 2-11 классы - изд. Бином. Лаборатория знаний,
2011 г.
2. Н.В. Макарова. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). - Спб.: Питер, 2011.
3. Босова Л.Л. Информатика. Методическое пособие 5-7. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/
17
На изучение факультативного курса отведено 34 часов в год (из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недель).
Основной формой проведения занятий является урок. Занятия проводятся в основном в игровой форме.
Эффективная учебная деятельность обучающихся построена на занятиях с использованием заданий, направленных на формирование
математических навыков, на развитие универсальных учебных действий, способов интеллектуальной деятельности. Изучение предметного
материала предполагает использование традиционных и современных продуктивных образовательных технологий:
Личностно-ориентированных;
Здоровьесберегающих;
Дифференцированных;
Интерактивных;
Проблемного обучения;
Проектного обучения.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях используются разнообразные методы и формы обучения:
фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
Мониторинг качества освоения учебного материала и информационно-коммуникативных технологий предусматривает формы
промежуточного контроля:
практические задания;
метод проектов.
В результате реализации рабочей программы уровень подготовки обучающихся будет соответствовать требованиям к планируемым
результатам, заявленным в ФГОС ООО по информатике для учащихся 5-6 классов.
18