ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской
культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции
современное обучение имеет комплексный, интегрированный и целостный
характер.
Художественная и научно-популярная литература играет немаловажную
роль в формировании человеческой личности. Во время чтения задействованы
как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны,
чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта,
памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие
эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на
современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в
добро, надеяться на лучшее.
Чтение литературы на иностранном (в частности – на английском) языке
позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурноисторических событиях,
увеличить
активный
и
пассивный
запас
слов,
приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания. Чтение на
английском языке способствует осуществлению диалога культур, знакомит
обучающихся с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и
национальностям.
Актуальность
данной
программы
обусловлена
соответствием
её
содержания требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) основного
общего образования и Концепции духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Новизна данной программы состоит в комплексном подходе к обучению,
который позволяет развить не только умения в чтении, но и в других видах
речевой деятельности.
Программа создана на основе книг для чтения (readers) издательства
“Express Publishing”, которые являются дополнительным компонентом УМК
серии
«Английский
в
фокусе»
для
5-9
классов
общеобразовательных
организаций авторов Ю.Е.Ваулиной, Д.Дули, О.Е.Подоляко и др. Данный курс
позволяет применять системно-деятельностный, личностно-ориентированный,
дифференцированный
подходы
в
обучении
английскому
языку
–
главенствующие принципы, согласно основным идеям и положениям ФГОС
основного общего образования.
Данная программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов – увлечённых
чтением художественной литературы зарубежных писателей на английском
языке,
желающих
пополнить
свой
словарный
запас
и
общий
фонд
лингвокультурологических знаний. Возраст обучающихся – 10-15 лет. Срок
реализации программы – 5 лет.
Программа опирается на те знания, навыки и
умения обучающихся, которые были получены ими в процессе изучения
английского языка в урочное время. К тому же, программа учитывает тот факт,
что дети среднего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоциональноценностному развитию и духовно-нравственному воспитанию.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Одно занятие
рассчитано на 1 академический час. Рекомендуемая форма организации
внеурочной
деятельности:
английский
клуб. Основная
цель
программы
«Увлекательное чтение на английском языке» заключается в развитии умений
чтения
англоязычных
интеграции всех
видов
литературных
речевой
текстов
деятельности.
в
условиях
Эта
цель
комплексной
предполагает
взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое
развитие
обучающихся
средствами
иностранного
языка.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют
решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного
образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
повысить общий уровень владения английским языком;
развить индивидуальность каждого обучающего во время внеурочной
деятельности;
формировать личность обучающегося, что является принципиальным
условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной
ситуации;
более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения
обучающихся;
расширить возможности социализации обучающихся;
обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность
поколений.
Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основании:
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от
04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в
Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв.
Постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 г. № 26 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 г.
№ 1644, от 31.12.2015 г. № 1577) «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. № 19644).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 урок – вводный: знакомство с биографией писателя, его произведениями.
2 - 4 урок – введение в тему произведения с помощью иллюстрации на
передней странице обложки и цитаты из повести, прогнозирование сюжета по
иллюстрациям и названию книги и отдельных глав, задания на поисковое чтение.
Знакомство с предысторией произведения, героями сказки.
Примерные задания на вводных занятиях:
- дать обучающимся 5 любых иллюстраций из книги для чтения,
попросить составить в парах или группах рассказ по картинкам;
- на основе названия любой из глав произведения попросить
обучающихся составить историю;
- составить в парах рассказ с использованием списка слов из словаря к
первой главе;
- работа в парах: один обучающийся описывает любую иллюстрацию из
книги для чтения, другой отгадывает, какую именно.
5 – 26 уроки посвящены работе над главами книги. Книги для чтения
(readers) удобно и чётко структурированы. Расположенные в конце книги
задания, словарь в картинках и список слов также организованы по главам,
наличие аудиосопровождения делает работу с книгой доступной и понятной.
Примерные задания на основных занятиях:
- придумать подписи к иллюстрациям;
- разыгрывать сцены из книги;
- обсуждать существенные проблемы, которые автор затрагивает на
страницах книги, мотивировать обучающихся принимать участие в дискуссиях,
задавать вопрос «почему ты так думаешь»;
- высказать свою точку зрения, «как бы я поступил в такой ситуации»;
- в
конце урока обучающиеся пишут небольшие эссе, как будет
разворачиваться дальше действие романа по их мнению.
27 урок – выполнение финального теста, который покажет, насколько
обучающиеся поняли фабулу, основную идею прочитанного произведения, как
освоили в речи лексику, в том числе устойчивые выражения, словосочетания,
грамматические структуры, встречающиеся на страницах книги.
28-31 уроки – подготовка проекта. Подготовка и презентация проектов даст
обучающимся возможность развить творческий потенциал, в том числе
художественные способности, воспитать командный дух, сформировать умения
написания
письменных
высказываний
разных
жанров,
развить
умения
публичного выступления, научит обучающихся работать в сотрудничестве.
32-33 – защита проектов. Презентация проектов даст обучающимся
возможность корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль,
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.
34
урок
–
заключительный
конкурс
«Лучшая
Примерные задания на заключительных занятиях:
развязка
сюжета»;
- написать другое окончание произведения, зачитать вслух - написать
рассказ от имени одного из героев (можно заранее распределить персонажей
книги на всех обучающихся и на заключительном уроке сделать устные
презентации, в костюмах и с реквизитом);
В рамках реализации программы возможны следующие виды внеурочной
деятельности:
познавательная
деятельность
-
активное
изучение
окружающей
действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает
законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать
с ним, но и целенаправленно воздействовать на него;
проблемно-ценностное общение - организуется в форме этических бесед,
дебатов, тематических диспутов, проблемно-ценностных дискуссий;
проектная деятельность - совместная деятельность учителя и обучающихся,
направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации;
игровая деятельность - способ познания действительности, одна из
основных форм развития психических функций личности человека.
Формы проведения занятия:
групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве);
самостоятельная работа;
работа в парах;
коллективные обсуждения и дискуссии;
групповая работа над проектами.
Основные виды учебной деятельности:
1) На дотекстовом этапе:
- прогнозирование сюжета эпизода, времени и места событий по иллюстрациям и
заголовку;
- говорение: краткое монологическое высказывание (о чём будет текст, кто
герои произведения, какое время года) с выражением и аргументацией своей
точки зрения;
- семантизация новой активной лексики с использованием словаря в картинках.
2) Текстовый этап / этап слушания:
- аудирование: на понимание основного содержания аудиотекста и на
понимание запрашиваемой информации;
- чтение: с пониманием основного содержания эпизода и с выделением заданной
информации;
- письмо: написание кратких ответов на вопросы;
- говорение: монологические высказывания при ответах на поставленные
вопросы;
- лексика: нахождение в тексте синонимов, антонимов, определение слов по
дефинициям;
- грамматика: составление грамматически правильных конструкций из
предложенных слов.
3) На послетекстовом этапе:
- говорение: обсуждения в парах и в группах, дискуссии, описание персонажей;
разыгрывание эпизодов по ролям (при чтении художественной литературы).
Основные виды речевой деятельности:
1) В области чтения: развивать у обучающихся умения эффективного
чтения на английском языке. В процессе работы над текстом важно обратить
внимание обучающихся на использование не только литературного языка, но и
разговорного английского языка в различных сферах жизнедеятельности и
коммуникации.
2) В
области
аудирования:
научить
обучающихся
воспринимать
аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с
учетом организации аудирования на занятиях по чтению литературных
произведений
как
одного
из
основных
видов
речевой
деятельности.
Обучающимся предлагаются музыкально и художественно
оформленные
аудиозаписи книги для чтения как цель и средство обучения на определенном
этапе.
На
послетекстовом
этапе
аудирования
(после
прослушивания)
обучающиеся выполняют письменные упражнения в виде различных форм тестов
и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и
обсуждений на основе аргументированных личных мнений.
3) В области говорения: научить обучающихся выстраивать основные типы
монологических (разного вида) и диалогических высказываний. Например,
передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного,
давать краткую характеристику персонажей, описывать события, явления,
выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, воспроизвести текст в
форме пересказа.
4) В области письма: обучать обучающихся различным стилям, жанрам и
формам письменных высказываний на основе прочитанного литературного
произведения, прослушанных аудиотекстов, предложенных образцов и моделей
или по плану.
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в
речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный
запас обучающихся.
6) В области фонетики: развивать у обучающихся фонематический слух
и
произносительные
навыки
посредством
прослушивания
аутентичных
аудиотекстов, посвящённых реальным жизненным ситуациям и культурноисторическим событиям, имеющим место в литературных произведениях.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать
навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто
употребляемых грамматических явлений и структур.
8) В области проектной деятельности данная программа предполагает
работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения.
После прочтения книги для итоговой оценки знаний обучающимся предлагается
выполнить
групповой
деятельности.
проект
с
использованием
всех
видов
речевой
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5 КЛАСС)
Сказка «Джек и бобовое зернышко»
№
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Сказки народов мира
Предыстория
Знакомство с героями
Сюжет сказки
Джек Тротт
Джек Тротт
Джек Тротт
Джек продает корову
Джек продает корову
Бобовое зернышко
Бобовое зернышко
Бобовое зернышко
Джек взбирается на бобовый стебель
Джек взбирается на бобовый стебель
Великан
Великан
Великан
Курица, несущая золотые яйца
Курица, несущая золотые яйца
Курица, несущая золотые яйца
Побег Джека
Побег Джека
Побег Джека
Джек отрубает бобовый стебель
Джек отрубает бобовый стебель
Джек отрубает бобовый стебель
Финальный тест
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Защита проекта
Защита проекта
Лучшая развязка сюжета
Итого:
Теори
я
1
1
1
Практик
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
22
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 КЛАСС)
Льюис Кэролл «Алиса в Стране Чудес»
№
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Льюис Кэролл: биография и творчество
Предыстория
Знакомство с героями
Сюжет сказки
Белый кролик
Белый кролик
Крошечная дверца
Крошечная дверца
Лужа слез
Лужа слез
Необычное состояние
Необычное состояние
Алиса снова растет
Алиса снова растет
Герцогиня и поросенок
Герцогиня и поросенок
Сумасшедшая вечеринка
Сумасшедшая вечеринка
Королева червей
Королева червей
Королева червей
Черепаха Квази
Черепаха Квази
Испытание
Испытание
Испытание
Финальный тест
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Защита проекта
Защита проекта
Лучшая развязка сюжета
Итого:
Теори
я
1
1
1
Практик
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
20
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 КЛАСС)
Джеймс Барри «Питер Пен»
№
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Джеймс Барри: биография и творчество
Предыстория
Знакомство с героями
Сюжет сказки
Семейство Дарлингов
Семейство Дарлингов
Тень
Тень
Питер Пен встречает Венди
Питер Пен встречает Венди
Дети могут летать
Дети могут летать
Нетляндия
Нетляндия
Хук и крокодил
Хук и крокодил
Потерянные мальчишки
Потерянные мальчишки
Тигр Лили
Невиданная птица
Яд для Питера
Яд для Питера
Веришь ли ты в Рай?
Веришь ли ты в Рай?
Венди выросла
Венди выросла
Финальный тест
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Защита проекта
Защита проекта
Лучшая развязка сюжета
Итого:
Теори
я
1
1
1
Практик
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
19
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 КЛАСС)
Оскар Уайльд «Кентервильское приведение»
№
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Оскар Уайльд: биография и творчество
Предыстория
Знакомство с героями
Сюжет сказки
Предупреждение
Предупреждение
Кровь в библиотеке
Кровь в библиотеке
Появление призрака
Появление призрака
Ужасный шок
Ужасный шок
План идет не так
План идет не так
План идет не так
Призрак Отиса
Призрак Отиса
Шутка близнецов
Шутка близнецов
Вирджиния и призрак
Вирджиния и призрак
Вирджиния и призрак
Тайна сэра Саймона
Тайна сэра Саймона
Похороны и свадьба
Похороны и свадьба
Финальный тест
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Защита проекта
Защита проекта
Лучшая развязка сюжета
Итого:
Теори
я
1
1
1
Практик
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
20
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 КЛАСС)
Бернард Шоу «Пигмалион»
№
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Бернард Шоу: биография и творчество
Предыстория
Знакомство с героями
Сюжет сказки
Путник под дождем
Путник под дождем
Неожиданная встреча
Неожиданная встреча
Элиза Дулитл
Элиза Дулитл
Интересный проект
Интересный проект
Человек без морали
Человек без морали
Амбиции Элизы
Амбиции Элизы
Новый сленг
Новый сленг
Кто такая Элиза?
Кто такая Элиза?
Принцесса королевской крови
Принцесса королевской крови
После праздника
Поиски Элизы
Поиски Элизы
Истинная леди
Финальный тест
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Подготовка к проекту
Защита проекта
Защита проекта
Лучшая развязка сюжета
Итого:
Теори
я
1
1
1
Практик
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
19